Портрет Шигабутдина Марджани расположен в витрине, посвященной просветительству и философскому течению — джадидизму. Это значительная веха в общественной жизни мусульман России 19 века.
Шигабутдин Марджани — один из самых известных татарских историков, философов и педагогов. Его называют «отцом татарской нации». Принято считать, что именно его идеи заложили основу джадидизму. Именно его именем названа самая старая мечеть в Казани, Мечеть-аль-Марджани, построенная в 1766–1770 годах. Это исторический центр татаро-мусульманской духовности в Татарстане. Сам Шигабутдин служил в ней имамом в 1850–1889 годах.
История Шигабутдина начинается в 1918 году. Он родился в селе Ябынчи в Республике Татарстан. Получил образование, и уже в семнадцать лет начал преподавать в медресе. Уже тогда ему не нравилось многое в школьном образовании, в частности, учебник персидского языка. Он составил свои правила и преподавал по ним. В двадцатилетнем возрасте решил продолжить обучение и отправился в Бухару, а позже — в Самарканд. На образование ушло около 11 лет.
В 1948 году Марджани вернулся на родину и начал свою просветительскую деятельность. За долгие годы жизни он написал более 30 трудов, в основном, на арабском языке. Некоторые из его произведений до сих пор не найдены, их содержание неизвестно. Но суть остальных схожа.
Самое известное произведение педагога называется «Кладезь сведений о делах Казани и Булгара». Это одна из первых книг о национальной истории татар.
У Шигабутдина Марджани было много противников, консервативные имамы обвиняли его в вероотступничестве. Именно они помешали Марджани стать председателем Оренбургского магометанского духовного собрания в 1865 году.
Можно сказать, что Шигабутдин Марджани — первый человек в мире, смело назвавший себя татарином, а не «просто» мусульманином, как это было до него.
Автор портрета — художница Надия Фахрутдинова, член Союза художников Татарстана. Живет и работает в Казани.
Шигабутдин Марджани — один из самых известных татарских историков, философов и педагогов. Его называют «отцом татарской нации». Принято считать, что именно его идеи заложили основу джадидизму. Именно его именем названа самая старая мечеть в Казани, Мечеть-аль-Марджани, построенная в 1766–1770 годах. Это исторический центр татаро-мусульманской духовности в Татарстане. Сам Шигабутдин служил в ней имамом в 1850–1889 годах.
История Шигабутдина начинается в 1918 году. Он родился в селе Ябынчи в Республике Татарстан. Получил образование, и уже в семнадцать лет начал преподавать в медресе. Уже тогда ему не нравилось многое в школьном образовании, в частности, учебник персидского языка. Он составил свои правила и преподавал по ним. В двадцатилетнем возрасте решил продолжить обучение и отправился в Бухару, а позже — в Самарканд. На образование ушло около 11 лет.
В 1948 году Марджани вернулся на родину и начал свою просветительскую деятельность. За долгие годы жизни он написал более 30 трудов, в основном, на арабском языке. Некоторые из его произведений до сих пор не найдены, их содержание неизвестно. Но суть остальных схожа.
Шигабутдин Марджани отстаивал идею о национальной идентичности татарского народа, о его самосознании. Он подчеркивал необходимость получения светского образования, а особенно — осознания наследия прошлого.
Самое известное произведение педагога называется «Кладезь сведений о делах Казани и Булгара». Это одна из первых книг о национальной истории татар.
У Шигабутдина Марджани было много противников, консервативные имамы обвиняли его в вероотступничестве. Именно они помешали Марджани стать председателем Оренбургского магометанского духовного собрания в 1865 году.
Можно сказать, что Шигабутдин Марджани — первый человек в мире, смело назвавший себя татарином, а не «просто» мусульманином, как это было до него.
Автор портрета — художница Надия Фахрутдинова, член Союза художников Татарстана. Живет и работает в Казани.