Музей «Зарайский кремль» обладает богатейшей коллекцией русской портретной живописи. Интересно, что в основном изображенные на портретах тесно связаны семейными, дружественными или родственными узами. Это объясняется тем, что большинство портретов поступило в собрание музея из городских домов зарайского купечества.Таковым является и «Портрет молодой зарайской купчихи в красном платье» кисти неизвестного художника начала XIX века.
Купечество в России считалось полупривилегированным, «третьим» сословием (после дворянства и духовенства). Манифестом от 17 марта 1775 года оно было официально заявлено как сословие. Документ, подписанный Екатериной II, выделял купцов из городского населения и объединял их в гильдии. К началу XIX века количество купцов начало возрастать, и этот рост продолжался до конца XIX века, когда их численность достигла более 280 000 человек.
Традиционный купеческий уклад жизни больше тяготел к народному и крестьянскому быту. В отличие от дворянского образа жизни, в нем мало отразились европейские веяния и моды. Это проявлялось во всех сферах жизни купцов. Вот, например, как описывал наряд купчих литератор XIX века Павел Иванович Сумароков: «Купчихи носили кокошники, фаты, шешуны, ферязи, телогреи штофные, матрасовые, жемчужные ожерелья и алмазные серьги в ушах».
Действительно, часть этих украшений мы видим и на «Портрете купчихи» из коллекции Зарайского кремля. Она одета в красное платье, на плечи наброшен традиционный узорчатый платок. Множество украшений из золота и жемчуга, ажурное кружево — все говорит о достатке купчихи.
Большинство зарайских купцов были людьми состоятельными, ведь до середины XIX века город был одним из крупных торговых центров России. Через него проходил Астраханский тракт, связывавший Москву с Нижним Поволжьем, а также дороги, ведущие к плодородными землям Подонья, поэтому недостатка в покупателях не было. В начале XIX века в городе насчитывалось свыше 500 купцов и 136 лавок, регулярно проводились ярмарки.
Еще одним косвенным признаком состоятельности была фигура женщины. Вот как описывает женский купеческий портрет Николай Лесков в рассказе «Запечатленный ангел»:
Купечество в России считалось полупривилегированным, «третьим» сословием (после дворянства и духовенства). Манифестом от 17 марта 1775 года оно было официально заявлено как сословие. Документ, подписанный Екатериной II, выделял купцов из городского населения и объединял их в гильдии. К началу XIX века количество купцов начало возрастать, и этот рост продолжался до конца XIX века, когда их численность достигла более 280 000 человек.
Традиционный купеческий уклад жизни больше тяготел к народному и крестьянскому быту. В отличие от дворянского образа жизни, в нем мало отразились европейские веяния и моды. Это проявлялось во всех сферах жизни купцов. Вот, например, как описывал наряд купчих литератор XIX века Павел Иванович Сумароков: «Купчихи носили кокошники, фаты, шешуны, ферязи, телогреи штофные, матрасовые, жемчужные ожерелья и алмазные серьги в ушах».
Действительно, часть этих украшений мы видим и на «Портрете купчихи» из коллекции Зарайского кремля. Она одета в красное платье, на плечи наброшен традиционный узорчатый платок. Множество украшений из золота и жемчуга, ажурное кружево — все говорит о достатке купчихи.
Большинство зарайских купцов были людьми состоятельными, ведь до середины XIX века город был одним из крупных торговых центров России. Через него проходил Астраханский тракт, связывавший Москву с Нижним Поволжьем, а также дороги, ведущие к плодородными землям Подонья, поэтому недостатка в покупателях не было. В начале XIX века в городе насчитывалось свыше 500 купцов и 136 лавок, регулярно проводились ярмарки.
Еще одним косвенным признаком состоятельности была фигура женщины. Вот как описывает женский купеческий портрет Николай Лесков в рассказе «Запечатленный ангел»:
«— У вас, что же, почитается красотою, чтобы женщина на кочку была похожа?
— Кочку! — повторил рассказчик.
— Для чего же вы так полагаете? У нас в русском настоящем понятии насчет женского сложения соблюдается свой вид… Мы длинных цыбов, точно, не уважаем, а принимаем, чтобы женщина стояла не на долгих ножках, да на крепоньких, чтоб не путалась она, а как шарок всюду каталась и поспевала…».
Нечто похожее мы видим в образе купчихи на портрете: округлые формы, мягкие покатые плечи, здоровый румянец на щеках.