Портрет Л.В. Собинова в роли Фауста в опере А. Бойто «Мефистофель» поступил в коллекцию музея из семьи Собиновых. Автором работы является Антонина Андерсон, которая была лично знакома с Л.В. Собиновым и создала целую галерею портретов артиста в оперных партиях. Они издавались огромными тиражами московскими издательствами — «Художественная фотография» и издательством «Фотография и художественная фототипия К.А. Фишера. Работы её имеются в собраниях Российского национального Музея музыки (быв. Музей им. М.И. Глинки), Музее Большого театра и Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (собиновская коллекция).
Одной из знаменитых партий Леонида Собинова является его Фауст в опере А. Бойто «Мефистофель».
Композитор Арриго Бойто, обладавший большим литературным талантом, автор поэм, романов, критических статей, сам написал либретто оперы «Мефистофель». Бойто не ограничился историей любви Фауста и Маргариты, он был одним из немногих композиторов, воплотивших эпизоды второй части трагедии, и единственным, сделавшим главным героем не Фауста — искателя истины, а Мефистофеля — духа отрицания, властелина зла, соперника Творца. Взгляд Бойто на жизнь носил безнадёжно пессимистический характер, и его Мефистофель — герой без единой светлой черты, не вызывал ни сострадания, ни любви.
В опере А. Бойто «Мефистофель» подлинный триумф пережили Л. Собинов и Ф. Шаляпин.
В 1907 году опера «Мефистофель» готовилась для театра Князя монакского в Монте-Карло, где вместе с русскими артистами — Собиновым-Фаустом и Шаляпиным-Мефистофелем в спектакле участвовали выдающиеся итальянские оперные певцы — Розина Сторкио и Титта Руффо. Во время гастролей в Монте-Карло помимо этой оперы представлены были — «Дон Паскуале» Г. Доницетти и «Риголетто» Дж. Верди. Все спектакли пользовались колоссальным успехом, но Собинов признавался, что не получил от них артистического удовлетворения, так как публика в Монте-Карло «при всей её исключительной элегантности и аристократичности», не очень то разбирались в оперном искусстве.
После выступлений в Монте –Карло артисты отправились в Берлин. И вот там — в Берлинском Королевском театре их ждал грандиозный успех.
На премьере присутствовал кайзер Германии Вильгельм II. Императору Вильгельму так понравился спектакль, что он пожелал увидеть его ещё раз. Второе представление оперы критики назвали триумфальным. По окончании кайзер захотел лично поблагодарить всех главных исполнителей, и артисты были введены в ложу, разговор шёл по-французски. Первым делом Вильгельм II заявил: