На этом портрете, выполненном в конце ХХ века замечательным уфимским живописцем Анатолием Платоновым, изображен Константин Сергеевич Аксаков — русский литературный и общественный деятель, историк, лингвист, один из лидеров славянофилов и старший сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.
Во время работы над картиной Платонов ориентировался на фотопортрет, выполненный в фотоателье Бергера в Москве. Саксонский подданный Карл Август Бергнер открыл дагерротипное заведение в Москве в 1851 году, но через два года занялся только фотографией. За 10 лет он сделал множество фотографий крупнейших деятелей русской культуры, включая вернувшихся из ссылки декабристов Гавриила Батенькова и Матвея Муравьева-Апостола. Фигуры на фотокарточках Бергнера получались объемными за счет специального лакового покрытия.
Определенно, психологический объем удался и Платонову: несмотря на мягкие черты лица, спокойный и умный взгляд светло-серых глаз, Константин Сергеевич на его портрете выглядит как человек независимого ума и сильного характера. Его лицо обрамлено густой бородой — ее предпочитали носить почти все славянофилы. При этом одежда Константина Сергеевича соответствует парадным светским канонам XIX века: он одет в белоснежную сорочку с галстуком-бабочкой и темный сюртук.
Константин Аксаков родился в 1817 году. В возрасте 15 лет стал студентом словесного отделения Московского университета. Через два года после его окончания он сблизился с группой славянофилов, в которой состояли поэт и художник Алексей Хомяков, русский религиозный философ Иван Киреевский, публицист и философ Юрий Самарин. В 1846 году было напечатано его исследование «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», принесшее ему степень магистра русской словесности. Он написал 12 статей в журнал «Колокол», а также сотрудничал с ориентированным на торговую буржуазию журналом «Москвитянин» и патриотическим журналом «Русская беседа».
Важнейшей чертой мышления Константина Аксакова была его страстная приверженность славянофильству: литературному и религиозно-философскому учению, последователи которого считали, что у России существуют типовые отличия от Запада. Он полагал, что подлинные ценности русского народа лежат в духовно-религиозной сфере. Выступая ярым противником революционных движений, он при этом ратовал за скорейшую отмену крепостного права.
Как и большинство славянофилов, Константин Аксаков идеализировал образ простого русского народа и считал, что всем людям следует жить по крестьянским обычаям. Именно поэтому он часто носил рубаху с косым воротником, а на голову обычно надевал высокую шапку-мурмолку. Он относился к своему наряду очень серьезно, для него он был символом смирения и благочестия. Он любил повторять: «Фрак может быть революционером, а зипун — никогда». Зипун — это крестьянский кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна.
Во время работы над картиной Платонов ориентировался на фотопортрет, выполненный в фотоателье Бергера в Москве. Саксонский подданный Карл Август Бергнер открыл дагерротипное заведение в Москве в 1851 году, но через два года занялся только фотографией. За 10 лет он сделал множество фотографий крупнейших деятелей русской культуры, включая вернувшихся из ссылки декабристов Гавриила Батенькова и Матвея Муравьева-Апостола. Фигуры на фотокарточках Бергнера получались объемными за счет специального лакового покрытия.
Определенно, психологический объем удался и Платонову: несмотря на мягкие черты лица, спокойный и умный взгляд светло-серых глаз, Константин Сергеевич на его портрете выглядит как человек независимого ума и сильного характера. Его лицо обрамлено густой бородой — ее предпочитали носить почти все славянофилы. При этом одежда Константина Сергеевича соответствует парадным светским канонам XIX века: он одет в белоснежную сорочку с галстуком-бабочкой и темный сюртук.
Константин Аксаков родился в 1817 году. В возрасте 15 лет стал студентом словесного отделения Московского университета. Через два года после его окончания он сблизился с группой славянофилов, в которой состояли поэт и художник Алексей Хомяков, русский религиозный философ Иван Киреевский, публицист и философ Юрий Самарин. В 1846 году было напечатано его исследование «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», принесшее ему степень магистра русской словесности. Он написал 12 статей в журнал «Колокол», а также сотрудничал с ориентированным на торговую буржуазию журналом «Москвитянин» и патриотическим журналом «Русская беседа».
Важнейшей чертой мышления Константина Аксакова была его страстная приверженность славянофильству: литературному и религиозно-философскому учению, последователи которого считали, что у России существуют типовые отличия от Запада. Он полагал, что подлинные ценности русского народа лежат в духовно-религиозной сфере. Выступая ярым противником революционных движений, он при этом ратовал за скорейшую отмену крепостного права.
Как и большинство славянофилов, Константин Аксаков идеализировал образ простого русского народа и считал, что всем людям следует жить по крестьянским обычаям. Именно поэтому он часто носил рубаху с косым воротником, а на голову обычно надевал высокую шапку-мурмолку. Он относился к своему наряду очень серьезно, для него он был символом смирения и благочестия. Он любил повторять: «Фрак может быть революционером, а зипун — никогда». Зипун — это крестьянский кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна.