На этом портрете, написанном уфимским художником Анатолием Платоновым в конце ХХ века, изображен Иван Сергеевич Аксаков — выдающийся русский публицист, поэт, общественный деятель, один из главных идеологов славянофильского движения и третий сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Этот портрет является тонкой и детальной копией с картины великого живописца Ильи Репина: он снял поясной портрет Аксакова в 1878 году по заказу мецената Павла Третьякова.
В июне 1878 года Иван Аксаков во время выступления в славянофильской общественной организации, московском Славянском комитете, подверг резкой критике результаты работы русских дипломатов на Берлинском конгрессе — международном заседании, на котором был пересмотрен мирный договор по итогам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Эта речь, по мнению историка Сергея Мотина, «стала высшей точкой публицистической деятельности Аксакова, принесла ему международную известность, признание всех славянских народов, пострадавших от турецкого и австрийского гнета». Она же привела его к жестокой опале: указом Александра II он был выслан из Москвы.
Репин, сам разделявший народнические взгляды, сочувствовал Ивану Аксакову и поэтому с радостью и энтузиазмом взялся за заказ Третьякова. Живописец приехал в место ссылки опального славянофила, село Варварино во Владимирском уезде, и написал его портрет. В 1880 году картина была выставлена на Первой выставке Московского общества любителей художеств и получила благосклонные отзывы. Сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Иван Аксаков родился осенью 1823 года в селе Надеждино Белебеевского уезда Оренбургской губернии (сейчас — Республики Башкортостан). Больше всего он известен как страстный приверженец славянофильства: литературного и религиозно философского движения, сторонники которого полагали, что у России есть типические отличия от стран Запада. Он в частности утверждал, что «государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней».
В 1842 году Иван Аксаков в чине титулярного советника занял должность помощника секретаря во II отделении 6-го уголовного департамента Сената. В 1845-м его пожаловали в коллежские асессоры, в этом же году он получил назначение на должность товарища председателя Калужской уголовной палаты. В мае 1847 года его обратно перевели в московский Сенат обер-секретарем: сначала II, а через 5 месяцев — I отделения 6-го департамента. Известно, что к поручениям начальства он относился очень серьезно, а его донесения отличались точностью и изяществом изложения. В 1860 годах он полностью сосредоточился на работе в Славянском комитете. Через несколько лет после возвращения из ссылки в Варварино он умер.
В июне 1878 года Иван Аксаков во время выступления в славянофильской общественной организации, московском Славянском комитете, подверг резкой критике результаты работы русских дипломатов на Берлинском конгрессе — международном заседании, на котором был пересмотрен мирный договор по итогам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Эта речь, по мнению историка Сергея Мотина, «стала высшей точкой публицистической деятельности Аксакова, принесла ему международную известность, признание всех славянских народов, пострадавших от турецкого и австрийского гнета». Она же привела его к жестокой опале: указом Александра II он был выслан из Москвы.
Репин, сам разделявший народнические взгляды, сочувствовал Ивану Аксакову и поэтому с радостью и энтузиазмом взялся за заказ Третьякова. Живописец приехал в место ссылки опального славянофила, село Варварино во Владимирском уезде, и написал его портрет. В 1880 году картина была выставлена на Первой выставке Московского общества любителей художеств и получила благосклонные отзывы. Сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Иван Аксаков родился осенью 1823 года в селе Надеждино Белебеевского уезда Оренбургской губернии (сейчас — Республики Башкортостан). Больше всего он известен как страстный приверженец славянофильства: литературного и религиозно философского движения, сторонники которого полагали, что у России есть типические отличия от стран Запада. Он в частности утверждал, что «государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней».
В 1842 году Иван Аксаков в чине титулярного советника занял должность помощника секретаря во II отделении 6-го уголовного департамента Сената. В 1845-м его пожаловали в коллежские асессоры, в этом же году он получил назначение на должность товарища председателя Калужской уголовной палаты. В мае 1847 года его обратно перевели в московский Сенат обер-секретарем: сначала II, а через 5 месяцев — I отделения 6-го департамента. Известно, что к поручениям начальства он относился очень серьезно, а его донесения отличались точностью и изяществом изложения. В 1860 годах он полностью сосредоточился на работе в Славянском комитете. Через несколько лет после возвращения из ссылки в Варварино он умер.