В коллекции Национального художественного музея Республики Саха представлен живописный портрет кисти швейцарской художницы Ангелики Кауфман, представительницы неоклассицизма и одной из талантливейших женщин эпохи Просвещения.
Природа щедро одарила Кауфман талантом живописца, музыкальными способностями, незаурядными умом и красотой. Она рано приобрела европейскую известность, была членом флорентийской Академии художеств, членом Академии Святого Луки в Риме, Французской и Британской Королевских академий, Венецианской академии, а также одной из двух женщин-основательниц Королевской академии искусств в Лондоне в 1768 году. Ею восхищались многие современники, среди которых такие ценители прекрасного, как Гёте и Винкельман.
Ангелика Кауфман много лет жила в Италии. Природная одаренность и трудолюбие быстро привели Кауфман к общественному признанию. Ею создано множество работ на библейские, исторические и античные сюжеты, но известна она прежде всего как талантливый портретист. В свое время заказать портрет «от Кауфман» считалось престижным; в круг ее заказчиков входили высокопоставленные лица, знатные вельможи, включая русских. Известно, что художница писала портрет Павла I, путешествовавшего под псевдонимом «Князь Северный».
Дитя своего века, в портретном жанре Кауфман следовала принципам
салонного искусства, часто невольно придавая своим моделям легкость стиля
рококо. Так и в «Портрете художницы» ничто не напоминает нам
о ремесле дамы, позирующей на картине; разве что художественные
кисти, которые она держит на фоне палитры с красками. При взгляде на
изображенную женщину в легком вуалевом платье, мягкими складками драпирующем ее
фигуру, на жемчужное ожерелье невольно приходит мысль, что она совсем недавно
блистала в кругу великосветского общества. На лице — легкая улыбка, модель
спокойно взирает на зрителя. Лицо модели, не отличающееся
классическими чертами, при этом не лишено обаяния. Темный фон, тонкость
живописной техники, спокойный колорит способствуют достоверности передачи
натуры, реалистичности черт лица изображенной модели, что характерно для эпохи
Просвещения.