В коллекции Национального художественного музея Республики Саха представлено живописное полотно неизвестного испанского мастера «Смерть святого», датируемое XVII веком. Этот период в истории считается золотым веком испанского искусства и тесно связан с такими именами великих мастеров, как Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хосе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо и Франсиско Гойя. Однако к концу века общий уровень мастерства начал стремительно падать.
Композиция картины сложна для восприятия, и потому ее следует рассматривать в контексте культуры того времени. Католицизм в Испании этого периода играл большую роль в жизни страны. Все искусство было, по сути, посвящено католическим религиозным идеям и воспринималось обществом буквально. Главным заказчиком живописи того периода выступала церковь.
Представленное в экспозиции полотно задумывалось автором как нравоучительно-морализаторское. Говоря о неизбежности человеческой кончины, художник четко делит работу на две части, представляя сцены этого сакрального момента в двух испанских семействах. Герой первой части возлежит в простой обстановке в окружении близких людей, собравшихся у постели. Присутствующие, прощаясь с человеком, прожившим праведную жизнь, исполнены благочестия. Над святым в разверзнувшемся золотом небесном прорыве — летящий ангел смерти с пальмовой ветвью и венком. Рядом — совсем иная вариация того же сюжета, погруженная в сумрак. Здесь разыгрывается сцена, повествующая о неизбежности наказания за страшные грехи и о страхе перед смертью. В богатой обстановке на кровати под балдахином грешник в ужасе отворачивается от прилетевших за его душой исчадий ада. Рядом за столом пируют два человека. Ниже, на ковре перед большим сундуком, изображены две дамы в жестокой потасовке за обладание его содержимым.
Подобная нравоучительная живопись была понятна современникам автора,
будучи в том числе и примером проповеди о награде за добродетель
и неминуемости наказания за все согрешения в жизни.