В конце XVIII — начале XX века в Российской империи творили многие известные мастера из разных европейских стран. Чаще всего они писали парадные заказные портреты, такие произведения называют «Россикой». В Севастопольском художественном музее экспонируется прекрасный образец европейского парадного поясного портрета — «Портрет графини А.В. Браницкой», написанный Йозефом Матиасом Грасси.
Йозеф Матиас Грасси (Grassi Joseph Mathias) (1758–1838) — австрийский художник-портретист, представитель академизма, воспитанный на лучших образцах европейского классицизма. Учился в Венской Академии объединенных изобразительных искусств, был членом римской Академии Святого Луки, а также кавалером Большого креста Саксонского ордена Заслуг. Впоследствии Йозеф Грасси переехал в Варшаву, где, работая с 1791 по 1794 год, завоевал широкую популярность как портретист. За время пребывания художника в Варшаве он создал большое количество портретов российской и польской аристократии. Впоследствии жил, работал и преподавал в Дрездене.
На парадном портрете дана социальная характеристика героини, показана знатность рода, продуманы поза, жест, тщательно прописаны одежды и модный в то время восточный тюрбан. Художник не ставил задачу раскрыть внутренний мир модели, однако чуть смягчил парадность пейзажным фоном.
Графиня Александра Васильевна Браницкая, урожденная Энгельгардт
(1754–1838), племянница всемогущего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического,
жена коронного гетмана Франциска Ксаверия Браницкого, мать хозяйки Алупкинского
дворца Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой — известная благотворительница.
Она обладала колоссальным состоянием (по ее словам, к концу жизни
оно доходило до 28 миллионов). Многие годы графиня жила в одном
из своих поместий в Белой Церкви с прекрасно обустроенным
по ее плану парком. При Екатерине II Александра Васильевна была
пожалована в камер-фрейлины, вошла в интимный кружок императрицы
и сделалась ее доверенным лицом. При Николае I Браницкая получила
придворную должность обер-гофмейстерины, а во время своих приездов
в Санкт-Петербург останавливалась прямо во дворце.