Луиза Прусская была очень почитаема своими подданными. Ее жизнь, деятельность и ранний уход были окутаны мифами. С момента вступления в брак с наследным принцем Фридрихом Вильгельмом в 1793 году она действовала как сторонница прусской монархии и могла считаться одной из самых часто изображаемых женщин в Европе. Для публики Луиза представляла собой идеальную фигуру, воплощавщую определения грации, красоты и добродетели того времени. Многочисленные художники и скульпторы соревновались за сеансы с наследной принцессой: все «желают и взывают» к ее портрету, жаловалась Луиза мужу.
Картина «Луиза, королева Пруссии», написанная австрийским художником Йозефом Матиасом Грасси маслом, — это самый известный портрет прусской королевы.
Портрет был написан художником Грасси в тот год, когда произошла первая встреча королевы с русским императором Александром I. В лице Александра I Луиза увидела не только красавца, каким он был, как большинство Романовых, но и благородного рыцаря-защитника. Эту веру укрепила романтическая клятва в вечной дружбе у гроба Фридриха Великого в Потсдамском замке. Однако военные события внесли свои коррективы: поражение при Аустерлице потребовало восстановления сил для русской армии. Александр согласился подписать мирное соглашение. При всем увлечении обаянием и красотой Луизы государь прежде думал не о своих чувствах, а о благе России. Луизе было сухо замечено: «Возьмите переговоры на себя и спасите свою Родину». И хотя государыня строчила письма, выезжала в действующую армию, словно «амазонка в форме драгунского полка», она слишком уповала на помощь и мощь России. «Александр погубил ее», — заметил Наполеон. В те дни, когда решалась судьба мира в Тильзите, она была особенно хороша — исхудавшая, романтически бледная, взволнованная, словно христианская мученица… Ее человеческие качества взяли верх над обидами и амбициями: 1 200 раненых из России лечились в госпитале под патронажем королевы, офицеры оставили воспоминания о ее личном участии и добром обхождении.
После смерти вокруг имени королевы Луизы сохранился ореол обожания. В 1896 году вышло издание «Королева Луиза. 50 рисунков для стар и млад», куда вошел и портрет кисти Грасси. Все ее дети также были очень красивы: из десяти рожденных семеро достигли зрелого возраста, но особой утонченностью и грацией отличалась дочь Шарлотта, которую Александр Пушкин сравнивал с лилией крылатой. Ей суждено было принять православие и стать государыней Александрой Фёдоровной, супругой Николая I.