Портретная живопись как массовое явление появилась в Угличе, как и в других уездных и даже губернских городах, довольно поздно. В то время как в многочисленных церквях работали артели стенописцев и иконописцев, мастеров светской живописи в провинции практически не было. Однако в конце XVIII столетия дьяк церкви Николы «на Сухом пруду» Сергей Флегонтов, который в основном был занят церковной живописью, создал два портрета семейства купцов Кочурихиных. Впоследствии семейная галерея была продолжена в первой половине XIX века знаменитым угличским портретистом Иваном Васильевичем Тархановым.
Флегонтов написал портреты обратившегося к церкви сына «записных раскольников» купца Кочурихина и его жены Фёклы, венчанной священником по полному свадебному чину в храме, а не признанной в старообрядческом согласии. Важные, даже многозначительные портреты как бы утверждают правильность сделанного выбора. Флегонтов создал образы как архаичное подобие «предстоящих» в религиозной живописи. Лица супругов обращены не к зрителю, как это стало принято в более поздних портретах, а будто к источнику света, который находится между ними и чуть выше. Фёкла в нарядной зимней одежде (хотя время создания портретов — апрель 1785 года), узорчатая красная ткань, меховая шапка и муфта тщательно прописаны. Возможно, эта одежда имела для Фёклы Кочурихиной особый смысл — например, была частью ее «полного свадебного наряда», который включал и праздничную верхнюю одежду. Этнографы относят большую меховую женскую шапку к обрядовым вещам, их комплекс символизировал богатство и «многочадие», которых желали и «привораживали» молодой семье.
Брак супругов был заключен за несколько лет до написания портретов, но, очевидно, это событие имело чрезвычайно важное значение и потому было запечатлено. Но, к сожалению, Фёкле Петровне суждено было вдовство. Она пережила мужа на долгие годы, активно участвовала в торговых делах сына и до конца дней вела большое хозяйство в построенном ее мужем просторном доме на левом берегу Волги.
Флегонтов написал портреты обратившегося к церкви сына «записных раскольников» купца Кочурихина и его жены Фёклы, венчанной священником по полному свадебному чину в храме, а не признанной в старообрядческом согласии. Важные, даже многозначительные портреты как бы утверждают правильность сделанного выбора. Флегонтов создал образы как архаичное подобие «предстоящих» в религиозной живописи. Лица супругов обращены не к зрителю, как это стало принято в более поздних портретах, а будто к источнику света, который находится между ними и чуть выше. Фёкла в нарядной зимней одежде (хотя время создания портретов — апрель 1785 года), узорчатая красная ткань, меховая шапка и муфта тщательно прописаны. Возможно, эта одежда имела для Фёклы Кочурихиной особый смысл — например, была частью ее «полного свадебного наряда», который включал и праздничную верхнюю одежду. Этнографы относят большую меховую женскую шапку к обрядовым вещам, их комплекс символизировал богатство и «многочадие», которых желали и «привораживали» молодой семье.
Брак супругов был заключен за несколько лет до написания портретов, но, очевидно, это событие имело чрезвычайно важное значение и потому было запечатлено. Но, к сожалению, Фёкле Петровне суждено было вдовство. Она пережила мужа на долгие годы, активно участвовала в торговых делах сына и до конца дней вела большое хозяйство в построенном ее мужем просторном доме на левом берегу Волги.