Александр Самохвалов (1894–1971), русский художник, живописец и график, соединивший в лучших своих вещах черты символизма и романтики с соцреалистической идейной программой. Он родился в Бежецке Тверской губернии в 1894 г. Жил в Ленинграде.
Первоначальные навыки в искусстве художник получил у преподавателя Бежецкого реального училища живописца Ивана Костенко.
Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее, подобно мастерам ОСТа, к которому «Круг художников» был эстетически близок, он сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, «соц-заказных» произведениях. Успешно выступал Самохвалов как художник театра и в особенности книги.
Наряду с этим Самохвалов исполнил и большое число всецело триумфально-тоталитарных полотен («С.М. Киров принимает парад физкультурников», 1935; «Появление В.И. Ленина на Всероссийском съезде Советов», 1939; обе картины — в ГРМ; «С.М. Киров и И.В. Сталин на Волховстрое», 1950, частное собрание, Лондон; и др.). В поздние годы автор стремился выразить свой мощный потенциал художника-романтика в автобиографической прозе (книга «Мой творческий путь», издана в 1977; повесть «В годы беспокойного солнца»). «Портрет девочки» относится к 20-30-м годам ХХ века, в период, когда Самохвалов создавал образы «героинь труда и спорта» («Девушка в футболке», 1932; ГРМ; «Девушка с ядром», 1933, ГТГ) — образы, полные мажорного пафоса и в то же время, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окруженные романтическим ореолом.
Девочка изображена погрудно на нейтральном фоне, напоминающем зеленый куст.
Наряду с этим Самохвалов исполнил и большое число всецело триумфально-тоталитарных полотен («С.М. Киров принимает парад физкультурников», 1935; «Появление В.И. Ленина на Всероссийском съезде Советов», 1939; обе картины — в ГРМ; «С.М. Киров и И.В. Сталин на Волховстрое», 1950, частное собрание, Лондон; и др.). В поздние годы автор стремился выразить свой мощный потенциал художника-романтика в автобиографической прозе (книга «Мой творческий путь», издана в 1977; повесть «В годы беспокойного солнца»). «Портрет девочки» относится к 20-30-м годам ХХ века, в период, когда Самохвалов создавал образы «героинь труда и спорта» («Девушка в футболке», 1932; ГРМ; «Девушка с ядром», 1933, ГТГ) — образы, полные мажорного пафоса и в то же время, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окруженные романтическим ореолом.
Девочка изображена погрудно на нейтральном фоне, напоминающем зеленый куст.
Приглушенные голубые, розовые, зеленые цвета создают ощущение спокойствия и лиричности.
Головка девочки слегка повернута вправо. Ее глаза устремлены вдаль, как-будто она всматривается в будущее. Взгляд тверд и строг. Это взгляд вполне сформировавшегося взрослого человека. Вместе с тем, нежный, еще детский овал лица, подвернутые косички с бантиками, помогают создать трогательный образ девочки с юношески-романтическим устремлением в жизнь. Близкий к квадрату формат произведения сосредоточивает взгляд зрителя на лице девочки и акцентирует внимание на равновесии и гармонии композиции.