Александр Владимирович Маковский — живописец, академик и профессор Императорской Академии художеств. Родился в 1869 году в Москве в семье знаменитого живописца, художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского. С 1884 по 1889 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, В.Д. Поленова и своего отца В.Е. Маковского. В 1894 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, в мастерскую И.Е. Репина.
Александр Маковский получил известность как портретист, жанрист и пейзажист. Картины Александра Маковского — «Надоела», «Портрет Александры Фёдоровны», «Базарный день в Плёсе», «У реки», «На охоте», «Пейзаж с церковью». В поисках тем для своих произведений Александр Маковский много путешествовал по России.
Для его творчества характерны тонкая поэтичность и натурная наблюдательность, стремление к неярким тонам и полутонам, работы Маковского зачастую соединяют в себе элементы пейзажного и бытового жанров в духе московской школы конца XIX — начала XX века.
Остро реалистичен «Портрет царевны Софьи», об исторической личности которой говорит только русский костюм. Автор изобразил уже не очень молодую чернобровую красавицу. Глядя на портрет, невольно видишь известный образ, созданный великим Репиным. В прочтении Александра Маковского Софья еще только задумывает свои планы поднять стрельцов на бунт. В ее беспокойном уходящем взгляде и легкой морщине между бровей психологически достоверно передан внутренний динамизм тщательно скрываемых эмоций. Передаче настроения способствует и свет, опускающий лицо в полутень, как будто говорящий о двойственности натуры, представленной автором. Этому способствует и написанный короткими резкими ударами кисти фон, на котором ярким пятном вспыхивает красная лента банта.
В творчестве Александр Маковский выступал ярким последователем своего отца Владимира Маковского и традиций передвижников. Тем не менее, в отличие от отца, он не акцентировал обличительную интонацию, а стремился к отображению повседневной жизни во всех ее проявлениях.
Александр Маковский получил известность как портретист, жанрист и пейзажист. Картины Александра Маковского — «Надоела», «Портрет Александры Фёдоровны», «Базарный день в Плёсе», «У реки», «На охоте», «Пейзаж с церковью». В поисках тем для своих произведений Александр Маковский много путешествовал по России.
Для его творчества характерны тонкая поэтичность и натурная наблюдательность, стремление к неярким тонам и полутонам, работы Маковского зачастую соединяют в себе элементы пейзажного и бытового жанров в духе московской школы конца XIX — начала XX века.
Остро реалистичен «Портрет царевны Софьи», об исторической личности которой говорит только русский костюм. Автор изобразил уже не очень молодую чернобровую красавицу. Глядя на портрет, невольно видишь известный образ, созданный великим Репиным. В прочтении Александра Маковского Софья еще только задумывает свои планы поднять стрельцов на бунт. В ее беспокойном уходящем взгляде и легкой морщине между бровей психологически достоверно передан внутренний динамизм тщательно скрываемых эмоций. Передаче настроения способствует и свет, опускающий лицо в полутень, как будто говорящий о двойственности натуры, представленной автором. Этому способствует и написанный короткими резкими ударами кисти фон, на котором ярким пятном вспыхивает красная лента банта.
В творчестве Александр Маковский выступал ярким последователем своего отца Владимира Маковского и традиций передвижников. Тем не менее, в отличие от отца, он не акцентировал обличительную интонацию, а стремился к отображению повседневной жизни во всех ее проявлениях.