А.В. Луначарский отправил скульптора в Европу для завершения образования. Дмитрий Филиппович жил во Франции, Испании, Англии. Общался с Пабло Пикассо — в фонде Пикассо хранится письмо с цаплинским автографом. Там Цаплина называют «гениальным мужиком с Волги».
В Советском Союзе творческий потенциал скульптора оказался невостребованным. Вплоть до его смерти в 1967 году в стране не прошло ни одной персональной выставки; ни академиком, ни профессором Дмитрий Филиппович так и не стал.
Мастерскую Цаплина на задворках ГУМа часто посещали Александр Тышлер, Владимир Татлин, Роберт Фальк, с которыми Цаплин дружил, чиновники, представители богемы и целое поколение молодых литераторов и художников.
Заведующая отделом новых течений Третьяковской картинной галереи так сказала о скульпторе: «Цаплин — совершенно гениальный скульптор. У него удивительное отношение к пластике и объему: он отсекает лишнее и предъявляет глубинную суть материала, будь то камень или дерево, в котором он был виртуоз. Конёнков не без зависти назвал его краснодеревщиком. Цаплин лаконичен, насколько это вообще возможно: он вычленяет главное, первозданный архетип. Его „Человека встающего“ по выразительности можно сравнить с роденовским „Мыслителем“».
В экспозиции представлена фантазийная голова Сатира, покоряющая лаконизмом и мощью исполнения. Чудесным образом скульптор передал образ, достойный творений древних гениев Ассирии, Вавилона, Египта, индейцев Южной Америки, первобытных художников. Образ, рожденный Цаплиным, привлекает загадочностью глубинных общечеловеческих понятий, присущей творцам всех времен и народов.