Живопись Аркадия Пластова глубоко связана с национальными корнями. Главная тема его творчества — быт русской деревни, образы крестьян, живущих в единстве с природой. Большую часть жизни художник провел в родном селе Прислониха, иногда выезжая в Москву и творческие поездки. Одна из центральных его работ предвоенного времени — полотно «Колхозный праздник», изображающее мечту о счастливой и радостной жизни. Повседневной жизни села военного времени посвящены картины «Сенокос» и «Жатва», за которые Пластов получил Государственную премию. Воспетая им деревня стала символом России, а односельчане из Прислонихи — олицетворением лучших черт русского народа.
В произведении «Ужин трактористов», написанном в сталинскую эпоху, художник остался верен себе: его волнуют не сиюминутные события, а вечные ценности, связанные с миром русской деревни. Плотная густая живопись картины будто пропитана запахами весенней земли, прошлогодней травы. Автор усиливает состояние гармонии между природой и человеком с помощью колорита: тесно переплетены между собой зеленые, голубые, коричневые цвета одежды колхозников и оттенки неба, земли, травы. Теплый цвет уходящего солнца связывает все воедино, придавая полотну праздничность. В крепких, не всегда внешне привлекательных людях Аркадий Пластов воспевал красоту человека труда. Незамысловатый сюжет правдив и типичен для действительности тех лет.
Картина впервые экспонировалась на Всесоюзной выставке в 1952 году и сразу попала под удар критики. Автора обвинили в увлечении «живописностью», в «мелкотемье», «малой правде» в эпоху «богатырских дел» построения коммунизма. Поскольку центральные музеи страны отказались от нее, работу передали Иркутску по заявке музея. Только с приходом Хрущева судьба картины резко изменилась: в 1956 году ее привезли в Москву на выставку, посвященную 20-му съезду партии. Работа имела огромный успех. Также картину включили в состав Международной выставки, и она получила мировое признание.
В те годы началась борьба за полотно между Иркутском и Москвой. Только в 1961 году благодаря усилиям иркутской общественности картина из Третьяковской галереи вернулась на родину. В том же году Аркадий Пластов по просьбе галереи написал повторение картины. В 1966 году художнику присудили Ленинскую премию за картины «Ужин трактористов» и «Девушка с велосипедом». Обе работы хранятся в Иркутском художественном музее.
В произведении «Ужин трактористов», написанном в сталинскую эпоху, художник остался верен себе: его волнуют не сиюминутные события, а вечные ценности, связанные с миром русской деревни. Плотная густая живопись картины будто пропитана запахами весенней земли, прошлогодней травы. Автор усиливает состояние гармонии между природой и человеком с помощью колорита: тесно переплетены между собой зеленые, голубые, коричневые цвета одежды колхозников и оттенки неба, земли, травы. Теплый цвет уходящего солнца связывает все воедино, придавая полотну праздничность. В крепких, не всегда внешне привлекательных людях Аркадий Пластов воспевал красоту человека труда. Незамысловатый сюжет правдив и типичен для действительности тех лет.
Картина впервые экспонировалась на Всесоюзной выставке в 1952 году и сразу попала под удар критики. Автора обвинили в увлечении «живописностью», в «мелкотемье», «малой правде» в эпоху «богатырских дел» построения коммунизма. Поскольку центральные музеи страны отказались от нее, работу передали Иркутску по заявке музея. Только с приходом Хрущева судьба картины резко изменилась: в 1956 году ее привезли в Москву на выставку, посвященную 20-му съезду партии. Работа имела огромный успех. Также картину включили в состав Международной выставки, и она получила мировое признание.
В те годы началась борьба за полотно между Иркутском и Москвой. Только в 1961 году благодаря усилиям иркутской общественности картина из Третьяковской галереи вернулась на родину. В том же году Аркадий Пластов по просьбе галереи написал повторение картины. В 1966 году художнику присудили Ленинскую премию за картины «Ужин трактористов» и «Девушка с велосипедом». Обе работы хранятся в Иркутском художественном музее.