Искушение Святого Антония
Время создания
1635
Размер
42,2x51 см
Техника
бумага, офорт, резец
4
Открыть в приложении#4
#2
Святой Антоний, основатель монашеского отшельничества, жил в III–IV веках. В 20 лет, после смерти родителей, он раздал наследство нищим, поручил сестру благочестивым женам и отправился один в Фиваидскую пустыню. После скитаний Антоний поселился в разрушенной крепости на берегу Нила. Здесь он подвергся искушениям дьявола и дал самые строгие обеты. С редкими паломниками Антоний беседовал через узкую дыру в стене, и никто не нарушал его отшельничества.
Антоний дважды прерывал уединение. В первый раз — чтобы помочь подражавшим ему отшельникам наладить жизнь и поддержать христиан во время гонений римского императора Максимина. Второй раз — чтобы опровергнуть еретиков ариан, утверждавших, что преподобный вступил в их ряды. В 105 лет Антоний умер в своей пустыне на берегу Красного моря.
Антоний дважды прерывал уединение. В первый раз — чтобы помочь подражавшим ему отшельникам наладить жизнь и поддержать христиан во время гонений римского императора Максимина. Второй раз — чтобы опровергнуть еретиков ариан, утверждавших, что преподобный вступил в их ряды. В 105 лет Антоний умер в своей пустыне на берегу Красного моря.
#6
Две гравюры
#5
Одинокая борьба святого с демоническими искушениями и победа над ними — любимая тема Средневековья и Возрождения. Жак Калло обращался к ней дважды. Первую гравюру «Большое Искушение святого Антония», меньшего формата, он выполнил во Флоренции около 1617 года. Вторую гравюру завершил в Нанси в 1635-м. Ее неофициальное название — «Второе искушение святого Антония», это последняя крупная работа Калло.
Второй лист по композиции близок к первому, но обилие деталей и проработанность образов придает ему больше драматизма. На гравюре изображены развалины монастыря и охваченная огнем пещера, вселенских масштабов Дьявол и свора уродливых тварей. На периферии изображения зажатый бесами святой Антоний обороняется от нечисти крестом.
Исследователи предполагают, что религиозный сюжет для Калло — лишь предлог для антивоенной и антиклерикальной сатиры. За два года до этого художник создал первое в истории пацифистское высказывание — серию крупноформатных офортов «Большие бедствия войны». Во «Втором Искушении» бесы и демоны вооружены мушкетами, аркебузами, они идут сражаться с Антонием строем под знаменами, высаживаются на берег, тащат пушки. На развалинах храма служит черную мессу хор бесов с солистом-ослом, а рядом черти в рясах читают требник.
Второй лист по композиции близок к первому, но обилие деталей и проработанность образов придает ему больше драматизма. На гравюре изображены развалины монастыря и охваченная огнем пещера, вселенских масштабов Дьявол и свора уродливых тварей. На периферии изображения зажатый бесами святой Антоний обороняется от нечисти крестом.
Исследователи предполагают, что религиозный сюжет для Калло — лишь предлог для антивоенной и антиклерикальной сатиры. За два года до этого художник создал первое в истории пацифистское высказывание — серию крупноформатных офортов «Большие бедствия войны». Во «Втором Искушении» бесы и демоны вооружены мушкетами, аркебузами, они идут сражаться с Антонием строем под знаменами, высаживаются на берег, тащат пушки. На развалинах храма служит черную мессу хор бесов с солистом-ослом, а рядом черти в рясах читают требник.
#7
Жак Калло
#9
Французский гравер и рисовальщик Жак Калло учился во Флоренции у живописца Ремиджио Кантагаллины. Офорт освоил в Риме, в мастерской Антонио Темпесты. Через год Калло вернулся во Флоренцию и поступил к Джулио Париджи. Гравер служил великому герцогу Козимо II Медичи, выполняя для него заказы, ездил в Южные Нидерланды по приглашению наместницы Изабеллы, бывал в Париже. Калло внес несколько новшеств в технику офорта.
Он создал новый вид твердого кислотоупорного лака, позволявшего проводить ровные борозды, и технику повторного травления. Калло пользовался ювелирной иглой-резцом, которой проще процарапывать непрерывные линии любой толщины и формы. За жизнь он создал больше 1 400 эстампов в технике офорта и повлиял на многих мастеров гравюры. Офорты Калло собирал и изучал Рембрандт.
#10
Ирбитский музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Искушение Святого Антония
Время создания
1635
Размер
42,2x51 см
Техника
бумага, офорт, резец
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться