Эта картина долгое время украшала апартаменты императорской семьи. Бумажная наклейка на обороте сообщает, что в 1827 году она находилась в гостиной великой княгини Елены Павловны; в 1916 году — в гостиной великого князя Сергия Александровича. В собрании Эрмитажа находится близкий к нашему «Пейзаж с ручьем». В описи Императорского Эрмитажа 1797 года эти картины шли под соседними номерами (1827 и 1828) как работы венецианского пейзажиста Франческо Цуккарелли.
Имя венецианца Франческо Цуккарелли, мастера пасторальных пейзажей с животными, было собирательным. Ему приписывали все пейзажи, написанные в идиллическом духе. В результате исследования эрмитажный «Пейзаж с ручьем» был определен как произведение Карло Антонио Тавеллы. Этот живописец, как и Цуккарелли, работал в жанре пасторали. Зародившись в древности, пастораль периодически становится популярным жанром литературы, музыки, живописи. Якопо Саннадзаро (1541) уверял своих читателей, что «лесные птицы, щебечущие в тени зеленых листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сестры, сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечно выше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах».
Тавелла пришел к жанру идиллии в зрелые годы. Он родился в Милане в купеческой семье, учился в мастерских разных художников. Копировал пейзажи голландских и фламандских пейзажистов, а также Пуссена. В 1690-е годы стал учеником и последователем голландца Питера Мулиера, прозванного Темпестой, «певцом бурь и гроз», и пользовавшегося громкой славой. Главные темы его картин: бушующее море и грозовое небо — успешно развивал в своих пейзажах ученик, Карло Антонио Тавелла. После смерти учителя он переселился в Геную, там постепенно под влиянием художников генуэзской школы он отошел от мотивов учителя и сформировал собственный пасторальный жанр.
По своему мотиву и манере письма «Пейзаж с волами» должен быть отнесен к последнему периоду творчества Тавеллы, еще в 1710-е повторявшего бурные мотивы Темпесты. Работы последнего периода отличает наблюдаемое и на нашей картине стремление к изяществу, спокойствию, мягким и гармоничным тонам. Он поэтизирует спокойную, мирную сельскую жизнь. Такие пейзажи становятся модными, востребованными в XVIII веке. Возможно, пейзажи Тавеллы были приобретены цесаревичем Павлом Петровичем в поездках по Европе, ведь пейзаж первоначально висел в гостиной его дочери Елены Павловны.
Имя венецианца Франческо Цуккарелли, мастера пасторальных пейзажей с животными, было собирательным. Ему приписывали все пейзажи, написанные в идиллическом духе. В результате исследования эрмитажный «Пейзаж с ручьем» был определен как произведение Карло Антонио Тавеллы. Этот живописец, как и Цуккарелли, работал в жанре пасторали. Зародившись в древности, пастораль периодически становится популярным жанром литературы, музыки, живописи. Якопо Саннадзаро (1541) уверял своих читателей, что «лесные птицы, щебечущие в тени зеленых листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сестры, сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечно выше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах».
Тавелла пришел к жанру идиллии в зрелые годы. Он родился в Милане в купеческой семье, учился в мастерских разных художников. Копировал пейзажи голландских и фламандских пейзажистов, а также Пуссена. В 1690-е годы стал учеником и последователем голландца Питера Мулиера, прозванного Темпестой, «певцом бурь и гроз», и пользовавшегося громкой славой. Главные темы его картин: бушующее море и грозовое небо — успешно развивал в своих пейзажах ученик, Карло Антонио Тавелла. После смерти учителя он переселился в Геную, там постепенно под влиянием художников генуэзской школы он отошел от мотивов учителя и сформировал собственный пасторальный жанр.
По своему мотиву и манере письма «Пейзаж с волами» должен быть отнесен к последнему периоду творчества Тавеллы, еще в 1710-е повторявшего бурные мотивы Темпесты. Работы последнего периода отличает наблюдаемое и на нашей картине стремление к изяществу, спокойствию, мягким и гармоничным тонам. Он поэтизирует спокойную, мирную сельскую жизнь. Такие пейзажи становятся модными, востребованными в XVIII веке. Возможно, пейзажи Тавеллы были приобретены цесаревичем Павлом Петровичем в поездках по Европе, ведь пейзаж первоначально висел в гостиной его дочери Елены Павловны.