Происхождение картины из собрания основателя музея обеспечивает ей особенное внимание исследователей и зрителей. Немногие картины старых мастеров, оказавшиеся в коллекции Алексея Петровича Боголюбова, заставляют пристально вглядываться в них, чтобы понять, какие достоинства живописи привлекли здесь внимание Боголюбова, признававшегося, что понимание живописи он черпал не из книг, а из природы и «действовавших на меня чужих картин».
«Пейзаж с купальщицами» первоначально был отнесен к XVII веку и связывался с именем Сальватора Розы. Исследования показали, что картина написана на холсте фабричного изготовления, технология живописи также свидетельствует о позднем происхождении картины. Ее автором был художник XVIII столетия. И все-таки имя Сальватора Розы не зря возникло в связи с этим пейзажем. Излюбленный мотив его «бурных картин» — срезанный рамой ствол дерева. Он соединяет землю и небо, близкое и далекое, малые события человеческой жизни и безграничность небес. Дерево рассекает композицию по диагонали, придавая ей динамичность. На первом плане — водоем. В воде и на берегу — купальщицы, застигнутые врасплох пастухами.
Этот мотив имеет давние мифологические корни. Постоянно подкарауливали купающихся нимф похотливые сатиры. В нашей картине древний сюжет обращается в бытовую сценку из современной жизни. Можно связать его с пасторальной темой, излюбленной художниками, работавшими в стиле рококо. Романтический строй пейзажа, а также сам ландшафт, напоминающий холмы Позиллипо, его цветовая палитра, основанная на сочетании коричневатых, сероватых, зеленоватых оттенков, позволяют, в соответствии с традицией, связать пейзаж с неаполитанской школой. Вероятно, автором картины мог быть один из последователей романтического направления в пейзаже XVII века, связанного с именем неаполитанца Сальватора Розы.
Где, при каких обстоятельствах картина приобретена Боголюбовым — загадка. На обороте холста есть надпись: «№ 127 подарена 1832 году в галерею графа Буксгевдена». Известен коллекционер Федор Федорович Буксгевден (1750–1811), военный губернатор Петербурга, который был при императоре Павле Ι командором ордена святого Иоанна Иерусалимского. Но доподлинно неизвестно, идет ли речь о его галерее и кем была подарена картина. Боголюбов, к сожалению, редко комментировал историю своих художественных приобретений. «Пейзаж с купальщицами» мог быть ему интересен как работа живописца, близкого по восприятию природы и мастерству.
«Пейзаж с купальщицами» первоначально был отнесен к XVII веку и связывался с именем Сальватора Розы. Исследования показали, что картина написана на холсте фабричного изготовления, технология живописи также свидетельствует о позднем происхождении картины. Ее автором был художник XVIII столетия. И все-таки имя Сальватора Розы не зря возникло в связи с этим пейзажем. Излюбленный мотив его «бурных картин» — срезанный рамой ствол дерева. Он соединяет землю и небо, близкое и далекое, малые события человеческой жизни и безграничность небес. Дерево рассекает композицию по диагонали, придавая ей динамичность. На первом плане — водоем. В воде и на берегу — купальщицы, застигнутые врасплох пастухами.
Этот мотив имеет давние мифологические корни. Постоянно подкарауливали купающихся нимф похотливые сатиры. В нашей картине древний сюжет обращается в бытовую сценку из современной жизни. Можно связать его с пасторальной темой, излюбленной художниками, работавшими в стиле рококо. Романтический строй пейзажа, а также сам ландшафт, напоминающий холмы Позиллипо, его цветовая палитра, основанная на сочетании коричневатых, сероватых, зеленоватых оттенков, позволяют, в соответствии с традицией, связать пейзаж с неаполитанской школой. Вероятно, автором картины мог быть один из последователей романтического направления в пейзаже XVII века, связанного с именем неаполитанца Сальватора Розы.
Где, при каких обстоятельствах картина приобретена Боголюбовым — загадка. На обороте холста есть надпись: «№ 127 подарена 1832 году в галерею графа Буксгевдена». Известен коллекционер Федор Федорович Буксгевден (1750–1811), военный губернатор Петербурга, который был при императоре Павле Ι командором ордена святого Иоанна Иерусалимского. Но доподлинно неизвестно, идет ли речь о его галерее и кем была подарена картина. Боголюбов, к сожалению, редко комментировал историю своих художественных приобретений. «Пейзаж с купальщицами» мог быть ему интересен как работа живописца, близкого по восприятию природы и мастерству.