Иконописец, реставратор и художник-миниатюрист Николай Прокопьевич Клыков (1861–1944) родился в Мстёре в семье потомственных иконописцев. Искусству писания икон он обучался у своего отца Прокопия Клыкова.
В ранний период своего творческого пути Николай Клыков работал в Мстёре в иконописной мастерской Василия Осиповича Шитова, где он учился реставрационному делу, и в Москве в мастерской Михаила Ивановича Дикарёва. Позже Клыков стал преподавателем иконописи в Троице-Сергиевой лавре и в Строгановском художественно-промышленном училище. В 1918–1922 годах он работал под руководством Игоря Грабаря при Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.
Николай Прокопьевич считается одним из основоположников мстёрской школы лаковой миниатюрной живописи. Он преподавал миниатюрную живопись на папье-маше в Мстёрской художественной профтехшколе. Его художественный стиль ведет свое начало от традиций строгановской школы, он очень декоративный, мажорный по цветовому строю. Клыков — новатор, который сумел открыть пейзаж в мстёрской миниатюре и изображал характерные особенности местного ландшафта, легко узнаваемую синеву водоемов поймы реки Клязьмы.
Композиция «Пейзаж» немногословна, проста по сюжету и композиционному построению, но сложна по колориту и технике исполнения. На переднем плане виднеется река или небольшое озеро. На втором плане слева возле дерева пасутся коровы, козы и овцы. В центре пастух сидит на пеньке и играет на рожке. Справа, под раскидистым деревом, стоят мужчина и женщина. На заднем плане изображена возвышенность с зеленовато-голубыми горками, которые лишены нарочитой условности строгановского письма. На горизонте густой лес из голубовато-зеленых деревьев. Живописное поле обрамлено орнаментальными полосами, выполненными сусальным золотом. По краю крышки и по верху корпуса коробка украшена золотой орнаментальной полоской из стилизованных растений — волнообразного с завитками стебля с листьями и цветами.
По миниатюрам Николая Прокопьевича Клыкова художники Мстёры учатся
тщательно прорабатывать элементы пейзажа, плавно переходить от одного плана к
другому, передавать дыхание природы через гармонично выстроенную композицию и
яркий колорит.