Вот уже несколько столетий Мстёра славится своими искусными мастерами и художниками. В исторических документах упоминается, что в XVIII веке в слободе работало более 30 иконописцев. Со временем в Мстёре сформировалось несколько мастерских, в которых работали личники (иконописцы, писавшие лики святых), доличники (иконописцы, писавшие одежду и пейзаж), чеканщики, уборщики (мастера, украшавшие иконы), позолотчики и другие специалисты.
Во второй половине XIX века наряду с рукописными иконами получили распространение недорогие печатные иконы. Их часто украшали фольгой — металлическими листами в толщину бумаги. В простонародье такие иконы называли «подфолежницами».
В конце XIX века в слободе Мстёре выработался определенный стиль иконописи. Мстёрскую икону можно отличить по цветному фону, переходящему от светлых тонов к более насыщенным темным. Вместо цветовых пробелов на одеяниях святых обычно используется сусальное золото.
Существует несколько иконографических типов изображения Христа. По традиции Иисуса Христа принято изображать в возрасте проповедничества, когда Ему было около 30 лет. Иконографический тип «Спас Эммануил» — исключение. На таких иконах изображают юного Спасителя, ссылаясь на пророчество Исайи о рождении ребенка, которого назовут Эммануил. Это имя имеет древнееврейское происхождение и означает «с нами Бог». Иконография этого типа пользуется большой популярностью в России и других православных странах.
Представленная в экспозиции «Искусство Мстёры» икона «Спас Эммануил» была написана в конце XIX — начале XX века неизвестным мастером. Это оплечное изображение Спасителя. Взгляд карих глаз устремлен прямо на зрителя. На золотисто-желтом хитоне золотыми нитями вышит орнамент из переплетающихся стеблей с мелкими листьями; золотая кайма горловины украшена драгоценными камнями. Синий гиматий покрыт ассистом — тонкими штрихами сусального золота.
Фон выполнен «растяжкой» — традиционным для Мстёры цветовым переходом
от голубого сверху до темно-синего снизу. Поля иконы покрыты
сусальным золотом. По наружному краю поля проведена тонкая филенка коричневой
краской — это специальная рамка, символически отделяющая мир физический от
сакрального мира иконы.