Одним из подлинных шедевров мстёрского художника Николая Прокофьевича Клыкова (1871–1944) считается шкатулка «Дубровский», написанная по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина.
На миниатюре изображена кульминационная сцена — момент нападения разбойников на свадебный кортеж. Кто-то останавливает коней, вцепившись в сбрую, другие стаскивают на землю кучера и форейтора. Один из «разбойников», Дубровский, изображен со спины. Он стоит у распахнутой кареты, в которой сидит Маша в свадебном наряде и ее муж князь Верейский. Фигуры написаны в разных ракурсах, со сложными поворотами голов, сцена динамична и передает драматичность ситуации. Но при всей реалистичности происходящего здесь присутствует необходимая для лаковой миниатюры условность и обобщение.
Композиция имеет три плана. Первый — узкая полоса земли с горками и травами. Второй — это сама сцена нападения, происходящая на фоне чудесного пейзажа, напоминающего театральную декорацию.
Миниатюра пронизана мягким светом теплого летнего дня. Палево-розовые облака и прозрачно-бирюзовое небо за лесом усиливают ощущение естественной световоздушной среды, переданное приемами миниатюрного письма: белильной подготовкой, плавями, приплесками, бликовками. Миниатюра выступает здесь не как «украшение» предмета — она имеет свою художественную ценность и не нарушает целостности восприятия шкатулки. Этому способствует и орнаментальная полоса по сторонам крышки, выполненная твореным золотом, и надписи — «Дубровский», внизу — «Н.П. Клыков» и «Мстёра. 1940».
Мстёра — известный иконописный центр и современный промысел во Владимирской области. В иконописи мстёрцев были заложены принципы миниатюрного письма, что позволило им после революции 1917 года довольно быстро перейти на живопись темперными красками по папье-маше. В отличие от Палеха, мстёрцы пишут не по черному фону, а по белильному, что придает живописи утонченность колористических оттенков. Развито в промысле и другое направление — орнаментальное. Первым, кто его освоил, был Юрин, воспитавший следующее за ним поколение.
На миниатюре изображена кульминационная сцена — момент нападения разбойников на свадебный кортеж. Кто-то останавливает коней, вцепившись в сбрую, другие стаскивают на землю кучера и форейтора. Один из «разбойников», Дубровский, изображен со спины. Он стоит у распахнутой кареты, в которой сидит Маша в свадебном наряде и ее муж князь Верейский. Фигуры написаны в разных ракурсах, со сложными поворотами голов, сцена динамична и передает драматичность ситуации. Но при всей реалистичности происходящего здесь присутствует необходимая для лаковой миниатюры условность и обобщение.
Композиция имеет три плана. Первый — узкая полоса земли с горками и травами. Второй — это сама сцена нападения, происходящая на фоне чудесного пейзажа, напоминающего театральную декорацию.
Миниатюра пронизана мягким светом теплого летнего дня. Палево-розовые облака и прозрачно-бирюзовое небо за лесом усиливают ощущение естественной световоздушной среды, переданное приемами миниатюрного письма: белильной подготовкой, плавями, приплесками, бликовками. Миниатюра выступает здесь не как «украшение» предмета — она имеет свою художественную ценность и не нарушает целостности восприятия шкатулки. Этому способствует и орнаментальная полоса по сторонам крышки, выполненная твореным золотом, и надписи — «Дубровский», внизу — «Н.П. Клыков» и «Мстёра. 1940».
Мстёра — известный иконописный центр и современный промысел во Владимирской области. В иконописи мстёрцев были заложены принципы миниатюрного письма, что позволило им после революции 1917 года довольно быстро перейти на живопись темперными красками по папье-маше. В отличие от Палеха, мстёрцы пишут не по черному фону, а по белильному, что придает живописи утонченность колористических оттенков. Развито в промысле и другое направление — орнаментальное. Первым, кто его освоил, был Юрин, воспитавший следующее за ним поколение.