Фигурка «Профильный петух» — это дымковская игрушка. Подобные сказочные петухи с яркими расписными хвостами очень популярны в этой традиции. Птиц украшают множеством налепных деталей и цветными узорами.
Считается, что дымковский промысел возник в XV–XVI веках в слободе «Дымково». Поселение основали еще при Иване III: высочайшим повелением часть жителей Великого Устюга переселились на только что присоединенные вятские земли. Люди заселили правый берег реки Вятки прямо напротив города Хлынова. Позже город переименовали в Вятку, а в советское время — в Киров.
Возникновение игрушки связывают с местным весенним праздником «Свистопляска», который позже называли «Свистуньей». Утром в этот день поминали усопших, а затем устраивали гуляния. Народ шумел, плясал и свистел в разные свистульки, сделанные из дерева, жести и глины. В XIX веке утренние поминки становились всё короче, а гульба — всё длиннее, захватывая и следующий день, а иногда даже третьи сутки.
Свист был главной особенностью и основным развлечением праздника. Глиняные свистульки для «Свистопляски» лепили женщины Дымкова. Уточек, барашков, коней и козликов красили в разные яркие цвета. Когда праздник кончался, цветные игрушки размещали в окнах между рамами. В Вятке и в слободе почти в каждом окне держали эти игрушки.
Интересно, что совсем старинные фигурки совершенно не похожи на ту дымку, которую мы знаем сегодня. Лепка была тонкостенная, с мелкой детализацией. Образы напоминали упрощенные копии фарфоровых и фаянсовых статуэток: барышни в юбках-кринолинах жеманно держались за ручки, дамы в таких же нарядах и пелеринах несли зонтики. Раскраска была довольно сдержанной: всего два-три блеклых цвета, обычно желтый, черный и бледно-синий.
Узнаваемый стиль дымковской игрушки сложился в середине XIX века. Его отличительная особенность — обилие декора, яркий белый фон и нарядная роспись. Примечательно, что после обжига дымковские заготовки всегда становятся красно-коричневыми. Поэтому мастера обязательно подбеливают фигурки. Издавна для побелки использовали раствор из молока и мела: мастер целиком окунал в него фигурку, затем молоко на поверхности скисало и изделие окутывала яркая пленка из казеинового клея.
Узоры, которые наносят поверх побелки, тесно связаны с символами природы. Тут встречаются солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни, ромбы означают плодородие, волны — небо и влагу. На груди у музейного петуха виден солярный знак.
Считается, что дымковский промысел возник в XV–XVI веках в слободе «Дымково». Поселение основали еще при Иване III: высочайшим повелением часть жителей Великого Устюга переселились на только что присоединенные вятские земли. Люди заселили правый берег реки Вятки прямо напротив города Хлынова. Позже город переименовали в Вятку, а в советское время — в Киров.
Возникновение игрушки связывают с местным весенним праздником «Свистопляска», который позже называли «Свистуньей». Утром в этот день поминали усопших, а затем устраивали гуляния. Народ шумел, плясал и свистел в разные свистульки, сделанные из дерева, жести и глины. В XIX веке утренние поминки становились всё короче, а гульба — всё длиннее, захватывая и следующий день, а иногда даже третьи сутки.
Свист был главной особенностью и основным развлечением праздника. Глиняные свистульки для «Свистопляски» лепили женщины Дымкова. Уточек, барашков, коней и козликов красили в разные яркие цвета. Когда праздник кончался, цветные игрушки размещали в окнах между рамами. В Вятке и в слободе почти в каждом окне держали эти игрушки.
Интересно, что совсем старинные фигурки совершенно не похожи на ту дымку, которую мы знаем сегодня. Лепка была тонкостенная, с мелкой детализацией. Образы напоминали упрощенные копии фарфоровых и фаянсовых статуэток: барышни в юбках-кринолинах жеманно держались за ручки, дамы в таких же нарядах и пелеринах несли зонтики. Раскраска была довольно сдержанной: всего два-три блеклых цвета, обычно желтый, черный и бледно-синий.
Узнаваемый стиль дымковской игрушки сложился в середине XIX века. Его отличительная особенность — обилие декора, яркий белый фон и нарядная роспись. Примечательно, что после обжига дымковские заготовки всегда становятся красно-коричневыми. Поэтому мастера обязательно подбеливают фигурки. Издавна для побелки использовали раствор из молока и мела: мастер целиком окунал в него фигурку, затем молоко на поверхности скисало и изделие окутывала яркая пленка из казеинового клея.
Узоры, которые наносят поверх побелки, тесно связаны с символами природы. Тут встречаются солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни, ромбы означают плодородие, волны — небо и влагу. На груди у музейного петуха виден солярный знак.