Сангина — это инструмент художника, толстый карандаш-мелок из глины красновато-терракотового цвета. Широкая цветовая гамма в рамках этого оттенка позволяет создавать с помощью сангины естественные и натуральные рисунки: портреты, пейзажи, натюрморты. Картины сангиной выполняют в красных, терракотовых и коричневых тонах. Этот материал часто комбинируют с черным угольным карандашом или соусом.
Сангина известна с конца XV века, на протяжении трех столетий она становилась все популярнее, охватывая разные стили в искусстве: барокко, рококо, неоклассицизм. Особенно широкое распространение сангина получила в европейской столице живописи — Италии, родине великих мастеров эпохи Возрождения. Сангину использовали Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — в частности, для этюдов к росписи Сикстинской капеллы.
Популярность сангины в Италии объясняется не только творческим, но и геологическим аспектом: итальянская природа богата глиной, охрой и сиенской землей схожих оттенков. Итальянские ремесленники знали особый секрет, как перетирать компоненты сангины и обжигать их в домашних печах, чтобы получить яркий инструмент для местных художников.
Сангина обычно выпускается в виде палочек-карандашей, округлых брусков или стержней для механических карандашей. Среди русских художников сангина была популярна в конце XIX — начале XX века. Особой популярностью она пользовалась у портретистов, потому что мягкая растушевка пигмента позволяла деликатно моделировать лицо и руки человека.
Сангина обладает высокой устойчивостью к солнечному свету, что позволяет картинам долгое время сохранять первоначальные цвета. При работе сангиной можно применять различные техники: штриховку, растирку и растушевку. Хрупкость материала требует от художника высокого мастерства и опыта, а при неправильном обращении рисунок может осыпаться или стереться.
Сангину важно правильно хранить, чтобы она не теряла своих свойств и цвета. Для этого предназначены специальные художественные пеналы. Жесткие деревянные кейсы позволяют плотно уложить сангину, чтобы она не отсыревала и не крошилась, а нужный брусок всегда был под рукой.