Пантелеймон родился в III веке от Рождества Христова в древнем городе Никомидия в Малой Азии, недалеко от Константинополя. Это время принято считать ранним периодом становления христианства в Римской империи. Пантелеймон с подросткового возраста обучался врачевательству. После крещения он решил посвятить жизнь служению страждущим: занимался лечением заключенных и нищих. Многие из них были христианами и пострадали из-за своей приверженности вере. Их он лечил бескорыстно, за что был схвачен и принял мученическую смерть. Великомученика Пантелеймона считают покровителем болеющих. На иконах святой изображался юным красивым юношей, с ложечкой и ларцом для лекарств в руках.
Икона «Пантелеймон-целитель» выполнена в 1912 году в мастерской екатеринбургского мещанина Иосифа Андреевича Хлопотова. Изначально мастерская Хлопотова находилась в Екатеринбурге, но позднее он переехал в город Ишим Тобольской губернии. С собой он привез достаточно опытного художника Павла Пестова, а также несколько резчиков-токарей и позолотчиков, обладавших огромным опытом. Мастерская процветала и выполняла заказы для всего региона. Помимо написания икон, мастера работали над убранством храмов и церквей: украшали карнизы, своды и окна орнаментами, виньетками, евангельскими изречениями, делали росписи в интерьере храма. В собрании музея находится икона «Введение Богородицы во храм» работы этой же мастерской.
Икона «Пантелеймон-целитель» экспонируется с фрагментом иконостаса и представляет собой пример части комплексного оформления интерьера. Она сделана в виде круга (рондо) и помещена, как писал Хлопотов в договоре, «под двойное бемское стекло». Бемским в то время называли богемское стекло, отличавшееся хорошим качеством, так как Богемия с XVII века была известна как стеклодувная область. Круглые иконы довольно редки, так как по обыкновению эта форма использовалась только при создании иконостасов. Изображение святого носит академический характер, «радующий глаз», без жесткой отсылки к религиозной основе. Представленный фрагмент был вырезан из верхней части целого иконостаса одной из церквей Курганского уезда, закрытых в начале 1960-х годов. Основу, выкрашенную бирюзовой эмалью, и крупную резьбу резчики мастерской Хлопотова выполнили из сосны, а более тонкие детали — из липы. Золочение производилось тончайшим золотом высокого качества, которое применялось не только в резьбе, но и достаточно часто на иконах. Книжечки с листами сусального золота иконописцы покупали на крупных сельских ярмарках, в городских купеческих лавках Кургана или Ишима.
Икона «Пантелеймон-целитель» выполнена в 1912 году в мастерской екатеринбургского мещанина Иосифа Андреевича Хлопотова. Изначально мастерская Хлопотова находилась в Екатеринбурге, но позднее он переехал в город Ишим Тобольской губернии. С собой он привез достаточно опытного художника Павла Пестова, а также несколько резчиков-токарей и позолотчиков, обладавших огромным опытом. Мастерская процветала и выполняла заказы для всего региона. Помимо написания икон, мастера работали над убранством храмов и церквей: украшали карнизы, своды и окна орнаментами, виньетками, евангельскими изречениями, делали росписи в интерьере храма. В собрании музея находится икона «Введение Богородицы во храм» работы этой же мастерской.
Икона «Пантелеймон-целитель» экспонируется с фрагментом иконостаса и представляет собой пример части комплексного оформления интерьера. Она сделана в виде круга (рондо) и помещена, как писал Хлопотов в договоре, «под двойное бемское стекло». Бемским в то время называли богемское стекло, отличавшееся хорошим качеством, так как Богемия с XVII века была известна как стеклодувная область. Круглые иконы довольно редки, так как по обыкновению эта форма использовалась только при создании иконостасов. Изображение святого носит академический характер, «радующий глаз», без жесткой отсылки к религиозной основе. Представленный фрагмент был вырезан из верхней части целого иконостаса одной из церквей Курганского уезда, закрытых в начале 1960-х годов. Основу, выкрашенную бирюзовой эмалью, и крупную резьбу резчики мастерской Хлопотова выполнили из сосны, а более тонкие детали — из липы. Золочение производилось тончайшим золотом высокого качества, которое применялось не только в резьбе, но и достаточно часто на иконах. Книжечки с листами сусального золота иконописцы покупали на крупных сельских ярмарках, в городских купеческих лавках Кургана или Ишима.