Пророк Илья — один из самых почитаемых на Руси ветхозаветных святых. Интересен тот факт, что еще при княгине Ольге, до официального Крещения Руси, был построен храм, посвященный пророку Илье. В иконографии существует несколько вариантов изображения этого святого: «Илья Пророк в молчании», «Огненное восхождение», «Илья Пророк и пророк Елисей».
Сюжет иконы «Огненное восхождение Ильи-пророка» включает в себя несколько сцен из текстов Ветхого завета. Икону можно отнести к типу житийных. В самом центре, на фоне пещеры изображен Илья, опирающийся рукой на посох. Правая же его рука — в жесте, принимающем божественное благословение. В верхней части изображен ворон, который приносил ему еду — виноградные лозы. Ворон на всех иконах — неизменный спутник святого. Справа от центральной части — переход Ильей и его учеником Елисеем через реку Иордан, когда воды расступились перед пророками.
Библейский рассказ о вознесении Ильи живым на небо на огненной колеснице как прообраз Вознесения Господня передан в верхней части иконы и является самым эмоциональным по силе изображением. Колесница с ангелом, запряженная четырьмя крылатыми конями, объята божественным пламенем красного облака вместе с Ильей. Именно поэтому Илье и приписывали власть над такими силами природы, как гроза, огонь, молния. Этим можно объяснить особенное его почитание у крестьян.
Представленная икона написана в 1906–1907 году в мастерской Георгия Федоровича Шалавина. В собрании музея также хранятся иконы «Успение Богоматери» и «Троица ветхозаветная», написанные в то же время в вышеназванной мастерской. Георгий Шалавин (1860-е — 1930-е) происходит из династии иконописцев Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 1880-е годы Георгий переехал в село Каргапольское, и решил продолжить дело своего деда и отца: писать иконы. Три вышеназванных образа могли быть выполнены Георгием Шалавиным для единоверческой церкви села Савино, Курганского уезда. Подтверждением этой теории служит имеюшийся договор от 1906 года.
В экспозиции музея представлена икона «Введение Богоматери во храм», написанная в мастерской Иосифа Хлопотова примерно в то же время. И если она выполнена в стилистике академической живописи, с обращением к западным образцам, то Илья по-народному декоративен, ярок, праздничен. Сама иконография выполнена по канону, однако в исполнении приземистых фигур и резких ликов чувствуется авторский взгляд и манера исполнения. Колорит выстроен на контрасте пробеленных участков и ярких тонов киновари и лазури. Фоном иконе служит металлическая (серебряная) подкладка под лаком. Образ написан поздно, в начале XX века, однако автор нарочито избегает новомодных веяний, максимально приближая изображение к народным истокам и иконам XV–XVIII веков.
Сюжет иконы «Огненное восхождение Ильи-пророка» включает в себя несколько сцен из текстов Ветхого завета. Икону можно отнести к типу житийных. В самом центре, на фоне пещеры изображен Илья, опирающийся рукой на посох. Правая же его рука — в жесте, принимающем божественное благословение. В верхней части изображен ворон, который приносил ему еду — виноградные лозы. Ворон на всех иконах — неизменный спутник святого. Справа от центральной части — переход Ильей и его учеником Елисеем через реку Иордан, когда воды расступились перед пророками.
Библейский рассказ о вознесении Ильи живым на небо на огненной колеснице как прообраз Вознесения Господня передан в верхней части иконы и является самым эмоциональным по силе изображением. Колесница с ангелом, запряженная четырьмя крылатыми конями, объята божественным пламенем красного облака вместе с Ильей. Именно поэтому Илье и приписывали власть над такими силами природы, как гроза, огонь, молния. Этим можно объяснить особенное его почитание у крестьян.
Представленная икона написана в 1906–1907 году в мастерской Георгия Федоровича Шалавина. В собрании музея также хранятся иконы «Успение Богоматери» и «Троица ветхозаветная», написанные в то же время в вышеназванной мастерской. Георгий Шалавин (1860-е — 1930-е) происходит из династии иконописцев Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 1880-е годы Георгий переехал в село Каргапольское, и решил продолжить дело своего деда и отца: писать иконы. Три вышеназванных образа могли быть выполнены Георгием Шалавиным для единоверческой церкви села Савино, Курганского уезда. Подтверждением этой теории служит имеюшийся договор от 1906 года.
В экспозиции музея представлена икона «Введение Богоматери во храм», написанная в мастерской Иосифа Хлопотова примерно в то же время. И если она выполнена в стилистике академической живописи, с обращением к западным образцам, то Илья по-народному декоративен, ярок, праздничен. Сама иконография выполнена по канону, однако в исполнении приземистых фигур и резких ликов чувствуется авторский взгляд и манера исполнения. Колорит выстроен на контрасте пробеленных участков и ярких тонов киновари и лазури. Фоном иконе служит металлическая (серебряная) подкладка под лаком. Образ написан поздно, в начале XX века, однако автор нарочито избегает новомодных веяний, максимально приближая изображение к народным истокам и иконам XV–XVIII веков.