Этот пейзаж постоянно находится в экспозиции музея как знаковое произведение коллекции западноевропейского искусства. Он происходит из собрания основателя Радищевского музея Алексея Боголюбова.
На берегах Нормандии художники разных стран любили работать, наблюдая изменчивую атмосферу приморского края. Предшественники французских импрессионистов, художники барбизонской школы, приезжали сюда, чтобы писать на открытом воздухе, научиться передавать тонкие нюансы цвета, связанные с условиями освещения. Судя по названию, на картине изображен остров-крепость Мон-Сен-Мишель в заливе Сен-Мало на северо-западном побережье Франции, на вершине которого стоит бенедиктинское аббатство, построенное в ХI–XVI веках. Картина «Остров Святого Михаила» могла заинтересовать Боголюбова тем, что на ней изображен знаменитый монастырь, расположившийся на острове, готические башни которого эффектно возвышаются над равниной. Но дело в том, что на пейзаже как раз отсутствуют готические башни, и нет уверенности, что изображен именно этот монастырь. Фотографии известного туристического объекта заставляют в этом сомневаться.
Почему же Боголюбов передал музею пейзаж с таким названием? Вероятнее всего, художники приезжали в Нормандию не ради туризма — их интересовали живописные достоинства морского берега, и автор картины вполне мог видоизменить силуэт знаменитого острова, преследуя свои, художественные задачи. Там работали светила европейской живописи, Боголюбов привозил на нормандское побережье своих учеников: Репина, Поленова и других. Все вместе они писали на открытом воздухе, постигая новые методы современной живописи, двигавшейся к воздуху и свету. Физико-химические исследования показали, что картина написана на рубеже XVIII–XIX веков. Однако Боголюбов, прекрасно разбиравшийся в живописи, прав в том, что автор пейзажа действительно следовал традиции голландских пейзажистов XVII столетия, применяя методы многослойного письма в передаче световоздушной среды.
Химические исследования выявили наличие в живописи свинцовых белил, сажи, битума, берлинской лазури, желтой охры. Эта палитра соответствует технологии начала XVIII века. Используя опыт старых мастеров в изображении моря, художник сумел виртуозно воссоздать в своем произведении ощущение переменчивой морской атмосферы. Видимо, для Боголюбова эта картина служила примером живописного мастерства.
На берегах Нормандии художники разных стран любили работать, наблюдая изменчивую атмосферу приморского края. Предшественники французских импрессионистов, художники барбизонской школы, приезжали сюда, чтобы писать на открытом воздухе, научиться передавать тонкие нюансы цвета, связанные с условиями освещения. Судя по названию, на картине изображен остров-крепость Мон-Сен-Мишель в заливе Сен-Мало на северо-западном побережье Франции, на вершине которого стоит бенедиктинское аббатство, построенное в ХI–XVI веках. Картина «Остров Святого Михаила» могла заинтересовать Боголюбова тем, что на ней изображен знаменитый монастырь, расположившийся на острове, готические башни которого эффектно возвышаются над равниной. Но дело в том, что на пейзаже как раз отсутствуют готические башни, и нет уверенности, что изображен именно этот монастырь. Фотографии известного туристического объекта заставляют в этом сомневаться.
Почему же Боголюбов передал музею пейзаж с таким названием? Вероятнее всего, художники приезжали в Нормандию не ради туризма — их интересовали живописные достоинства морского берега, и автор картины вполне мог видоизменить силуэт знаменитого острова, преследуя свои, художественные задачи. Там работали светила европейской живописи, Боголюбов привозил на нормандское побережье своих учеников: Репина, Поленова и других. Все вместе они писали на открытом воздухе, постигая новые методы современной живописи, двигавшейся к воздуху и свету. Физико-химические исследования показали, что картина написана на рубеже XVIII–XIX веков. Однако Боголюбов, прекрасно разбиравшийся в живописи, прав в том, что автор пейзажа действительно следовал традиции голландских пейзажистов XVII столетия, применяя методы многослойного письма в передаче световоздушной среды.
Химические исследования выявили наличие в живописи свинцовых белил, сажи, битума, берлинской лазури, желтой охры. Эта палитра соответствует технологии начала XVIII века. Используя опыт старых мастеров в изображении моря, художник сумел виртуозно воссоздать в своем произведении ощущение переменчивой морской атмосферы. Видимо, для Боголюбова эта картина служила примером живописного мастерства.