Адольф Монтичелли — один из наиболее загадочных и оригинальных художников Франции ХIХ века, предшественник новейших течений следующего столетия. Природная одаренность Монтичелли проявилась очень рано. Обучаясь в Школе изящных искусств Марселя, он получал за свои работы высокие награды. Продолжал учебу в Париже, в мастерской модного и знаменитого Поля Делароша, но по-настоящему он учился в залах Лувра, копируя Рембрандта, Веронезе, Ватто. Из современников ближе всего ему был Делакруа, который также оценил талант молодого художника.
Романтический образ восприятия, необычность живописной манеры, напоминавшей своей искристостью праздничный колорит старых венецианских мастеров, имели в Париже непродолжительный успех. Биограф сообщает, что с началом франко-прусской войны в 1870 году Монтичелли навсегда покидает Париж и пешком добирается до Марселя. Последний период жизни на родине оказался особенно трудным. Непонятый, он был обречен на унизительную бедность.
Романтический образ восприятия, необычность живописной манеры, напоминавшей своей искристостью праздничный колорит старых венецианских мастеров, имели в Париже непродолжительный успех. Биограф сообщает, что с началом франко-прусской войны в 1870 году Монтичелли навсегда покидает Париж и пешком добирается до Марселя. Последний период жизни на родине оказался особенно трудным. Непонятый, он был обречен на унизительную бедность.
Надеясь на встречу с Монтичелли, в Марсель приехал Винсент Ван Гог, но в живых своего кумира уже не застал. В своих письмах Ван Гог посвятил Монтичелли много восторженных строк. Влияния Монтичелли не избежал Поль Сезанн, работавший вместе с ним в Эксе и Эстаке в 1878 году. Первая персональная выставка Монтичелли состоялась в парижском осеннем Салоне 1908 года, через 20 с лишним лет после смерти художника. ХХ век, признавший право творческой личности на свободу выражения, открыл для себя живопись Монтичелли. В его творчестве вдруг увидели предвестие новых направлений живописи: импрессионизма, экспрессионизма, фовизма.
Картина «Окрестности Парижа» отличается от работ других французских пейзажистов, чьи картины оказались в собрании основателя Радищевского музея. Хотя Монтичелли работал в окрестностях Парижа вместе с художниками барбизонской школы, ценившими в живописи достоверность, он воспринимает реальный мотив только как предлог для вольной творческой импровизации. Главное действующее лицо здесь — это особенный серебряный свет облачного осеннего неба. Он проникает повсюду, царит и торжествует. Яркими бликами лежит на земле, драгоценным ореолом окружает фигуры. В поддержку ему теми же светлыми красками написан весь передний план картины.
Картина «Окрестности Парижа» отличается от работ других французских пейзажистов, чьи картины оказались в собрании основателя Радищевского музея. Хотя Монтичелли работал в окрестностях Парижа вместе с художниками барбизонской школы, ценившими в живописи достоверность, он воспринимает реальный мотив только как предлог для вольной творческой импровизации. Главное действующее лицо здесь — это особенный серебряный свет облачного осеннего неба. Он проникает повсюду, царит и торжествует. Яркими бликами лежит на земле, драгоценным ореолом окружает фигуры. В поддержку ему теми же светлыми красками написан весь передний план картины.
Достаточно прозаический мотив, на котором можно рассмотреть и неказистый сарайчик, и мирно гуляющих кур, приобретает возвышенный, праздничный тон.
В литературе приводится случай, когда Монтичелли вместе с другом писал дождливый пейзаж и, к удивлению окружающих, «показал картину, струящуюся солнцем». Он работал чрезвычайно быстро, безо всякого предварительного рисунка. Торопливыми нервными мазками накладывал краску кистью, шпателем, иногда пальцем. Монтичелли достигает на своей картине впечатления сверкания красок. Многих частей доски, на которой написана картина, мастер вообще не коснулся своей кистью, и глубокий, кажущийся бархатистым, темно-коричневый тон дерева активно участвует в живописи, создавая для серебристых красок теплый глубокий фон.
В литературе приводится случай, когда Монтичелли вместе с другом писал дождливый пейзаж и, к удивлению окружающих, «показал картину, струящуюся солнцем». Он работал чрезвычайно быстро, безо всякого предварительного рисунка. Торопливыми нервными мазками накладывал краску кистью, шпателем, иногда пальцем. Монтичелли достигает на своей картине впечатления сверкания красок. Многих частей доски, на которой написана картина, мастер вообще не коснулся своей кистью, и глубокий, кажущийся бархатистым, темно-коричневый тон дерева активно участвует в живописи, создавая для серебристых красок теплый глубокий фон.