На холсте горизонтального формата изображен осенний лесной пейзаж. Первый план композиции с пожухлой травой погружен в тень, второй освещен солнцем. Справа, среди пожелтевших деревьев, на фоне голубого неба белеет шатровое перекрытие церковной колоколенки и пристройка к ней. Пейзаж «Осень» 1904 года кисти Петра Петровичева-Кузьмичёва привлекает внимание зрителя своей необычной техникой. Плотные пастозные мазки масляной краски формируют изображение, подчеркивая его рельефность, делая его текстурным и осязаемым, словно в действительности можно прикоснуться к пожелтевшим листьям берез, пожухлой траве или вдохнуть свежий осенний воздух.
Используемый Петровичевым-Кузьмичёвым открытый мазок, то есть мазок, который мы можем увидеть, «отделить» от остальных, создает необычный эффект. При первом взгляде нет возможности различить, что изображено на холсте, все сливается, и единственное, что можно вычленить в общей массе, — цвета красок и сами мазки. Но, отойдя даже на небольшое расстояние, можно увидеть голубой купол с золотым крестом белокаменного храма, церковную колокольню с пристройкой, отдельно стоящие деревья. Несмотря на импрессионистические приемы, пейзаж остается хорошо узнаваемым.
Реализма, живости ему добавляют цвета, используемые художником при написании. Пётр Иванович писал минеральными красками собственного изготовления, что позволяло сделать оттенки красок очень естественными, близкими к настоящей природе. На использование именно минеральных красок живописцем повлияло, вероятно, его первое художественное образование, полученное в Ростовском музее церковных древностей.
Родился художник в бедной семье крестьянина в деревне Высоково, недалеко от Ростова Великого. Отец, заметив, что сын увлекается рисованием, отдал его в «резную» школу Ростовского музея, где художник стал оттачивать свои художественные навыки. Там же Пётр Иванович познакомился с живописцем Василием Верещагиным, который настоятельно рекомендовал молодому художнику продолжать обучение в Москве.