В коллекции Национальной галереи Республики Коми примером ампирного портрета может служить произведение «Дама в красной шали» кисти неизвестного художника. Характерным для ампирной живописи является жанр портрета. Как правило, это изображение аристократа или, реже, военачальника, одетого либо по моде своей эпохи, либо, в случае если изображена дама, в псевдоантичные одеяния. Композиция проста, поза изображенного статична, на фоне присутствуют характерные элементы неоклассицизма: античные колонны, драпировки (часто красного цвета), парковые насаждения. Все это присутствует и на портрете, представленном в коллекции.
На темном нейтральном фоне картины — поясное изображение молодой дамы в фас. У нее овальное лицо, черные глаза, смотрящие на зрителя, крупный нос, на губах легкая улыбка. На лоб спадают черные локоны. На даме белое ампирное платье с длинными рукавами и высоким кружевным воротом, открывающим шею. Плечи прикрывает красного цвета узорная шаль. Руки сложена перед собой: левая покоится на правой.
Ампир — название стиля в живописи, архитектуре и прикладном искусстве, который считается завершающим этапом развития классицизма. Само название «ампир» — empire, что переводится как «империя», — открыто дает понять, каков характер этого направления. Нарочито величественный, помпезный, монументальный ампир зародился во Франции в первой трети XIX века и распространился в Европе в период властвования Наполеона Бонапарта, в первую очередь в регионах, находившихся под его влиянием. Стиль стал художественным воплощением боевой мощи, славы и роскоши.
Основой для ампира послужила античная культура.
Жозефина, возлюбленная Наполеона Бонапарта, была большой поклонницей стиля
ампир. На картинах ее можно увидеть в платьях с завышенной
линией талии и расширяющейся книзу юбке. Именно под ее началом
портной Леруа одел в подобные платья весь императорский двор.
Отличительные черты платьев в стиле ампир — это укороченный лиф, окантованный
лентой, которая завязывалась сзади на красивый бант, и ниспадающий
свободными волнами низ. Спереди такое платье, как правило, было прямым,
повторяющим очертания фигуры.