Современному зрителю сюжеты многих произведений старых мастеров понять непросто. Такой загадкой является картина «Обольститель» австрийского художника Адама Брауна. На первый взгляд все кажется предельно ясным. Изображена сцена обольщения: старик соблазняет молодую прелестную девушку. Выразителен диалог жестов: мужчина показывает на груду золотых монет, девушка отказывается. Однако ряд деталей говорит о другом.
Так, дверца клетки с птицей, символизирующей женскую честь, уже открыта. Рядом с грудой монет — золотой шлем. Скульптурный декор на шлеме подтверждает победу порока: дьявол, восседающий на львице, которая олицетворяет сладострастие, и торжествующая ведьма с лентой триумфа. Шлем надевается задом наперед, что еще более подчеркивает ненормальность, «перевернутость» ситуации. Внизу на барельефе изображен мотив детской вакханалии, традиционно символизирующей разврат и похоть.
Картины с сюжетами, имеющими эротический оттенок, — любовные игры, сцены обольщения — привлекали зрителей всегда. Поэтому их очень любили изображать художники во все времена.
Так, дверца клетки с птицей, символизирующей женскую честь, уже открыта. Рядом с грудой монет — золотой шлем. Скульптурный декор на шлеме подтверждает победу порока: дьявол, восседающий на львице, которая олицетворяет сладострастие, и торжествующая ведьма с лентой триумфа. Шлем надевается задом наперед, что еще более подчеркивает ненормальность, «перевернутость» ситуации. Внизу на барельефе изображен мотив детской вакханалии, традиционно символизирующей разврат и похоть.
Картины с сюжетами, имеющими эротический оттенок, — любовные игры, сцены обольщения — привлекали зрителей всегда. Поэтому их очень любили изображать художники во все времена.
Подобные изображения должны служить назиданием — предупреждать невинных девушек о подстерегающей их опасности. Так что художникам удавалось таким образом поймать двух зайцев: угодить клиентам, охотно покупающим картины с такими сюжетами, да еще и совершить благое дело.
Адам Браун был известным реставратором картин. Он тщательно изучил стиль и живописную технику старых голландских мастеров. Создавая свои собственные произведения, он словно соревнуется с ними в виртуозности. Картина написана на медной пластине — основе, которая очень трудно «связывается» с живописным слоем, однако художнику удается справиться с этой сложной задачей. Он сумел передать нежность девической кожи, мягкость и пушистость меха, особенности игры света и на мягком бархате, и на жестком шелке, и на каждой мельчайшей детали изображения. Элегантный стиль Адама Брауна высоко ценили современники. Среди его почитателей был русский посол в Вене — князь Дмитрий Михайлович Голицын (1721–1793), один из самых знаменитых русских коллекционеров. Он часто посещал мастерскую Брауна и приобретал для своего собрания свеженаписанные работы.
Так в его коллекции оказался «Обольститель», созданный Брауном в 1783 году. Собрание Дмитрия Михайловича стало важной частью основанного его наследниками Голицынского музея. Но князья Голицыны были не только любителями и знатоками искусства — своим главным общественным долгом они считали благотворительность. На средства, завещанные Дмитрием Михайловичем, в 1802 году в Москве была открыта бесплатная городская больница. Ее содержание требовало значительных средств, и в 1885 году коллекция картин, с любовью собранная многими поколениями княжеского рода Голицыных, была продана Императорскому Эрмитажу. А в 1887 году по распоряжению императора Александра III эта «изящная штучка» была подарена Радищевскому музею.
Адам Браун был известным реставратором картин. Он тщательно изучил стиль и живописную технику старых голландских мастеров. Создавая свои собственные произведения, он словно соревнуется с ними в виртуозности. Картина написана на медной пластине — основе, которая очень трудно «связывается» с живописным слоем, однако художнику удается справиться с этой сложной задачей. Он сумел передать нежность девической кожи, мягкость и пушистость меха, особенности игры света и на мягком бархате, и на жестком шелке, и на каждой мельчайшей детали изображения. Элегантный стиль Адама Брауна высоко ценили современники. Среди его почитателей был русский посол в Вене — князь Дмитрий Михайлович Голицын (1721–1793), один из самых знаменитых русских коллекционеров. Он часто посещал мастерскую Брауна и приобретал для своего собрания свеженаписанные работы.
Так в его коллекции оказался «Обольститель», созданный Брауном в 1783 году. Собрание Дмитрия Михайловича стало важной частью основанного его наследниками Голицынского музея. Но князья Голицыны были не только любителями и знатоками искусства — своим главным общественным долгом они считали благотворительность. На средства, завещанные Дмитрием Михайловичем, в 1802 году в Москве была открыта бесплатная городская больница. Ее содержание требовало значительных средств, и в 1885 году коллекция картин, с любовью собранная многими поколениями княжеского рода Голицыных, была продана Императорскому Эрмитажу. А в 1887 году по распоряжению императора Александра III эта «изящная штучка» была подарена Радищевскому музею.