Почитание Николая Мирликийского как святого началось в IV веке, то есть вскоре после земной кончины епископа. Сначала почитание было местным, но к VII столетию распространилось уже по всей территории Византии. Житие святого описывали такие авторы, как Андрей Критский, святитель Мефодий, Симеон Метафраст.
В частности, Симеон Метафраст (X век) приводит описание внешности Николая Чудотворца, основанное на свидетельствах современников святого. Оно представляет Николая «старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией. <…> От него исходило… пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева», так что любой страждущий «при одном взгляде на него обретал утешение».
По преданию, древнейшая византийская икона святого Николая была создана на основе его прижизненного портрета. Однако узнаваемый облик святителя — с седыми волосами, высоким лбом с залысинами, окладистой бородой, тонким носом — сложился постепенно; изначально его изображали строгим мужем без особенных отличительных черт.
В русской иконописи лик Чудотворца обычно писали несколько смещенным к центру, из-за чего глаза казались близко посаженными. Традиционно иконописный Николай Угодник предстает в епископском облачении — стихаре и фелони с крестчатым омофором и с Евангелием. Как правило, в ростовом изображении Евангелие изображается раскрытым, в более раннем поясном — закрытым.
На представленной иконе хорошо сохранилось личное письмо (лик и руки), одеяние и омофор сильно потерты, их очертания, складки и кресты скорее угадываются, так же как контур закрытого Евангелия в левой руке.
По обеим сторонам от святого в круглых медальонах помещены образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Они протягивают святому Угоднику знаки архиерейского достоинства — Евангелие и омофор.
Икону закрывает металлический оклад, покрытый порошковой бронзой. Поля оклада, как и венец над головой святого, украшает примитивный орнамент с растительными и геометрическими мотивами. Не очень отчетливо сохранилась надпись в верхней части:
В частности, Симеон Метафраст (X век) приводит описание внешности Николая Чудотворца, основанное на свидетельствах современников святого. Оно представляет Николая «старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией. <…> От него исходило… пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева», так что любой страждущий «при одном взгляде на него обретал утешение».
По преданию, древнейшая византийская икона святого Николая была создана на основе его прижизненного портрета. Однако узнаваемый облик святителя — с седыми волосами, высоким лбом с залысинами, окладистой бородой, тонким носом — сложился постепенно; изначально его изображали строгим мужем без особенных отличительных черт.
В русской иконописи лик Чудотворца обычно писали несколько смещенным к центру, из-за чего глаза казались близко посаженными. Традиционно иконописный Николай Угодник предстает в епископском облачении — стихаре и фелони с крестчатым омофором и с Евангелием. Как правило, в ростовом изображении Евангелие изображается раскрытым, в более раннем поясном — закрытым.
На представленной иконе хорошо сохранилось личное письмо (лик и руки), одеяние и омофор сильно потерты, их очертания, складки и кресты скорее угадываются, так же как контур закрытого Евангелия в левой руке.
По обеим сторонам от святого в круглых медальонах помещены образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Они протягивают святому Угоднику знаки архиерейского достоинства — Евангелие и омофор.
Икону закрывает металлический оклад, покрытый порошковой бронзой. Поля оклада, как и венец над головой святого, украшает примитивный орнамент с растительными и геометрическими мотивами. Не очень отчетливо сохранилась надпись в верхней части: