Представлен стол с посудой, фруктами и скрипкой. В левой части картины изображены два больших серебряных кувшина, из которых один дан в наклонном положении. Около кувшинов кучка серебряных и золотых монет, правее круглая серебряная ваза с ниткой жемчуга и фруктами. В правом углу лежит скрипка с развернутыми на ней нотами, позади которых виднеется зажженная свеча. Наклейка Наркомпросса: Автор — Кастро Пьеро де; Владелец — Л. Мандль; № 82, 4195
1 / 2
Натюрморт со скрипкой и серебряной посудой
Время создания
Конец XVII века
Место создания
Франция
Размер
60x91 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
18
Открыть в приложении#1
Французский мастер конца XVII века
Натюрморт со скрипкой и серебряной посудой
#2
#4
На столе, покрытом турецким ковром с геометрическим орнаментом, располагается серебряная посуда — два кувшина и круглое блюдо на ножке. Во время реставрации картины было обнаружено, что изображенные на блюде тыква и фрукты (виноград и персик) оказались поздней записью, скрывающей изображение черепа, которое хорошо просматривается на рентгеновском снимке. Лежащие на блюде книга, жемчужное ожерелье с голубой лентой и два кольца являются авторской живописью. В процессе реставрационных работ удалены поздние записи — тыква и фрукты — и раскрыто изображение черепа — одного из основных мотивов композиций на тему «Vanitas vanitatis» («Суета сует»).
Показанные в левой части два серебряных сосуда для горячей воды — граненный с крышкой, носиком с головой сатира и ручкой, оформленной в виде львиной лапы, а за ним опрокинутый кувшин большего размера — являются, скорее, фантазийными. Перед ними — серебряные и золотые монеты, а в глубине виднеются два мешка с деньгами, опечатанные красным сургучом с бумажными бирками и проставленной на них суммой. На первом плане совсем близко к краю стола изображен украшенный драгоценными камнями медальон с овальным портретом неизвестного военного в латах с красной орденской лентой. В центре стола между донышком сосуда и серебряным блюдом открытая шкатулка, внутри которой виднеется брошь, правее часы в круглом корпусе. В правом углу на краю стола лежит скрипка с развернутыми на ней нотами и блок-флейтой, позади которых виднеется зажженная свеча.
Натюрморты на тему «Vanitas vanitatis» получили большое распространение во Франции, источником вдохновения для французских художников были нидерландские образцы, например, натюрморты голландского живописца Питера Класа. Череп, свеча и часы указывают на бренность человеческой жизни, суетность всего земного олицетворяют музыкальные инструменты, книга и медальон с портретом. Традиционные символы богатства и роскоши — монеты, серебряная посуда, наполненные деньгами мешки, украшения — также связаны с образом быстротечности земной жизни, тщетности и бессмысленности подобных накоплений. Для натюрмортов, посвященных теме «Vanitas», характерно изображение нагроможденных вещей, которые как и в нашей работе занимают всю поверхность стола. При таком большом количестве изображенных предметов композиция прекрасно выстроена с французским чувством меры, например, диагональ опрокинутого кувшина поддерживается и уравновешивается лежащей на столе скрипкой.
В настоящий момент трудно назвать имя мастера московского натюрморта, мы можем обозначить лишь круг художников. В картине ощущается влияние провансальского живописца Меффрена Конта, работавшего в Париже и Марселе. Этот художник, специализировавшийся на изображении серебряных и золотых сосудов, стоящих или опрокинутых на столе, покрытом бархатными коврами, имел большую мастерскую, в которой такие живописцы, как Мишель Гобэн и Д. Лиу создавали копии с его произведений. Натюрморты с серебряной и золотой посудой были главной темой и другого французского мастера Жака Юпена, предпочитавшего располагать драгоценные сосуды на турецких коврах, рисунок которых близок изображенному в московском натюрморте. В своем творчестве Юпен неоднократно обращался к теме «Vanitas».
Показанные в левой части два серебряных сосуда для горячей воды — граненный с крышкой, носиком с головой сатира и ручкой, оформленной в виде львиной лапы, а за ним опрокинутый кувшин большего размера — являются, скорее, фантазийными. Перед ними — серебряные и золотые монеты, а в глубине виднеются два мешка с деньгами, опечатанные красным сургучом с бумажными бирками и проставленной на них суммой. На первом плане совсем близко к краю стола изображен украшенный драгоценными камнями медальон с овальным портретом неизвестного военного в латах с красной орденской лентой. В центре стола между донышком сосуда и серебряным блюдом открытая шкатулка, внутри которой виднеется брошь, правее часы в круглом корпусе. В правом углу на краю стола лежит скрипка с развернутыми на ней нотами и блок-флейтой, позади которых виднеется зажженная свеча.
Натюрморты на тему «Vanitas vanitatis» получили большое распространение во Франции, источником вдохновения для французских художников были нидерландские образцы, например, натюрморты голландского живописца Питера Класа. Череп, свеча и часы указывают на бренность человеческой жизни, суетность всего земного олицетворяют музыкальные инструменты, книга и медальон с портретом. Традиционные символы богатства и роскоши — монеты, серебряная посуда, наполненные деньгами мешки, украшения — также связаны с образом быстротечности земной жизни, тщетности и бессмысленности подобных накоплений. Для натюрмортов, посвященных теме «Vanitas», характерно изображение нагроможденных вещей, которые как и в нашей работе занимают всю поверхность стола. При таком большом количестве изображенных предметов композиция прекрасно выстроена с французским чувством меры, например, диагональ опрокинутого кувшина поддерживается и уравновешивается лежащей на столе скрипкой.
В настоящий момент трудно назвать имя мастера московского натюрморта, мы можем обозначить лишь круг художников. В картине ощущается влияние провансальского живописца Меффрена Конта, работавшего в Париже и Марселе. Этот художник, специализировавшийся на изображении серебряных и золотых сосудов, стоящих или опрокинутых на столе, покрытом бархатными коврами, имел большую мастерскую, в которой такие живописцы, как Мишель Гобэн и Д. Лиу создавали копии с его произведений. Натюрморты с серебряной и золотой посудой были главной темой и другого французского мастера Жака Юпена, предпочитавшего располагать драгоценные сосуды на турецких коврах, рисунок которых близок изображенному в московском натюрморте. В своем творчестве Юпен неоднократно обращался к теме «Vanitas».
#5
Анна Сулимова
#3
ГМИИ им. А.С. Пушкина
читать дальшескрыть
Натюрморт со скрипкой и серебряной посудой
Время создания
Конец XVII века
Место создания
Франция
Размер
60x91 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
18
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться