На обороте холста посередине надпись черной краской: № 263 ou 516 / G.FLEGEL. / № 518; бумажная наклейка в правом верхнем углу с надписью тушью: № 50. / Fligel / gabe Rahme
Натюрморт
Время создания
Вторая половина XVII века
Место создания
Германия
Размер
55,3x74,5 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
12
Открыть в приложении#1
Немецкий мастер XVII века
Натюрморт
#2
#4
Становление натюрморта в немецкой живописи XVII века связано с творчеством одного из крупнейших европейских мастеров этого жанра — Георга Флегеля (1566–1638), работавшего в ганзейском городе Франкфурте-на-Майне. Среди его работ встречаются так называемые «постные завтраки», к которым относится и картина ГМИИ с надписью на обороте холста G.FLEGEL.
Действительно, автор московского натюрморта повторяет тот же набор предметов, который присутствует на картинах Флегеля, таких как «Завтрак с селёдкой и кувшин с бородатым мужиком» (Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца) или «Натюрморт с кувшином с бородатым мужиком» (Киль, Фонд Померании), на которых присутствует керамический «пузатый» кувшин с рельефным изображением бородатого мужика, создававшийся в керамических мастерских в регионе Кёльн-Фрекен.
В композиции картины центральное место также занимает округлой формы керамический кувшин, но с иным декором, с золотистыми круглыми фактурными накладками на темном тулове. Изделия такого типа, создавались с начала XVII века в Вестервальде (земля Рейнланд–Пфальц) и около 1670 года получили широкое распространение по всей Германии.
Однако в композиционном и колористическом решении картины присутствует влияние мастеров голландской школы, Питера Класа (1597/8 — 1661) и Виллема Класа Хеды (1594–1680/82), от которых художник заимствовал живописную эстетику монохромного колорита и диагональную композиционную структуру картины. Автор московской картины по-своему интерпретировал эти заимствования и сохранил индивидуальную манеру живописного письма. Основную сдержанную, коричневатую гамму полотна оживляют темно-зеленая скатерть, сдвинутая на край стола, с белой салфеткой с селедками, красноватые луковицы и золотисто-желтая булочка. Свободными пастозными мазками белил свет оживляет каждый предмет: блестит на стекле бокала, металлической крышке кувшина и оловянной тарелке, в которой отражаются луковицы, скользит по прожаренной корочке хлеба, отливает маслянистым блеском на рыбьей кожуре. Предметы, организованные в пирамидальную, хорошо продуманную композицию, четкими контурами выделяются на темном фоне.
Центральное место в композиции занимает селедка — главный «персонаж» картины, имеющий религиозно-нравственное содержание. Изображая селедку, художники обычно призывали к воздержанию от излишеств в еде, наделяя рыбу символическим значением: селедка — повседневная еда бедняков, также она обычно употреблялась во время поста. Соблюдение поста должно было укреплять против всех соблазнов, особенно против обжорства, одного из Семи смертных грехов. Селедка традиционно изображалась между вином и хлебом — символами евхаристии, дающими надежду на прощение.
Действительно, автор московского натюрморта повторяет тот же набор предметов, который присутствует на картинах Флегеля, таких как «Завтрак с селёдкой и кувшин с бородатым мужиком» (Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца) или «Натюрморт с кувшином с бородатым мужиком» (Киль, Фонд Померании), на которых присутствует керамический «пузатый» кувшин с рельефным изображением бородатого мужика, создававшийся в керамических мастерских в регионе Кёльн-Фрекен.
В композиции картины центральное место также занимает округлой формы керамический кувшин, но с иным декором, с золотистыми круглыми фактурными накладками на темном тулове. Изделия такого типа, создавались с начала XVII века в Вестервальде (земля Рейнланд–Пфальц) и около 1670 года получили широкое распространение по всей Германии.
Однако в композиционном и колористическом решении картины присутствует влияние мастеров голландской школы, Питера Класа (1597/8 — 1661) и Виллема Класа Хеды (1594–1680/82), от которых художник заимствовал живописную эстетику монохромного колорита и диагональную композиционную структуру картины. Автор московской картины по-своему интерпретировал эти заимствования и сохранил индивидуальную манеру живописного письма. Основную сдержанную, коричневатую гамму полотна оживляют темно-зеленая скатерть, сдвинутая на край стола, с белой салфеткой с селедками, красноватые луковицы и золотисто-желтая булочка. Свободными пастозными мазками белил свет оживляет каждый предмет: блестит на стекле бокала, металлической крышке кувшина и оловянной тарелке, в которой отражаются луковицы, скользит по прожаренной корочке хлеба, отливает маслянистым блеском на рыбьей кожуре. Предметы, организованные в пирамидальную, хорошо продуманную композицию, четкими контурами выделяются на темном фоне.
Центральное место в композиции занимает селедка — главный «персонаж» картины, имеющий религиозно-нравственное содержание. Изображая селедку, художники обычно призывали к воздержанию от излишеств в еде, наделяя рыбу символическим значением: селедка — повседневная еда бедняков, также она обычно употреблялась во время поста. Соблюдение поста должно было укреплять против всех соблазнов, особенно против обжорства, одного из Семи смертных грехов. Селедка традиционно изображалась между вином и хлебом — символами евхаристии, дающими надежду на прощение.
#5
Любовь Савинская
#3
ГМИИ им. А.С. Пушкина
читать дальшескрыть
Натюрморт
Время создания
Вторая половина XVII века
Место создания
Германия
Размер
55,3x74,5 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
12
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться