Выставка картин из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина знакомит с одним из самых привлекательных жанров живописи — натюрмортом. В экспозицию включены произведения мастеров XVII–XIX веков ведущих художественных школ Западной Европы, сыгравших важную роль в становлении и развитии этого жанра. На выставке представлены как произведения известных художников, так и редкие работы заново открываемых в наше время живописцев. Многие картины ведут свое происхождение из известных старых собраний: князей Барятинских, Д.И. Щукина, С.И. Щукина, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, И.С. Остроухова. Мир натюрморта — мир реальности, преображенной человеком, изображение вещей, сотворенных руками человека или испытавших его воздействие. Это мир неподвижного или ставшего неподвижным, мир вещей, увиденных вблизи и рассмотренных в деталях.
В натюрморте вещь обретает иное измерение, становится главным элементом композиции, а окружающее пространство превращается в условное обозначение места. Внимание сосредотачивается на предметах, подробно изученных и любовно изображенных, поэтому всякий натюрморт содержит в себе некоторое сообщение, наделяется особым сакральным смыслом.
В XVII столетии в Европе жанр переживает расцвет. Тогда были созданы его основные разновидности, иконографические и тематические варианты. На выставке демонстрируются цветочные букеты, Аллегории пяти чувств, плоды и фрукты, «завтраки», «рыбные», охотничьи натюрморты и «Суета сует» или Аллегория бренности. Современники понимали язык вещей и могли буквально прочитать послание, заключенное в изображении. В мире разнообразных предметов находили материальное воплощение духовные понятия и идеи.
Почти во всех натюрмортах XVII века проходит тема живого и мертвого, иногда отчетливо, иногда едва просвечивая сквозь видимую красоту и изобилие. Не случайно тема смерти запечатлена в самом названии этого жанра — nature morte — мертвая натура. Этот термин появился во Франции в XVIII веке. Но есть в натюрмортах не менее важная тема — тема жизни, тихой жизни вещей, когда предметы воссоздают определенную бытовую ситуацию. Изображается накрытый стол с завершенным роскошным завтраком или приготовленная скромная трапеза. Такие картины отражают присутствие человека, становятся носителями человеческих качеств и отношений. Им большее соответствует определение жанра, появившееся в Нидерландах и принятое в немецком и английском языках — Stilleben, still-life — неподвижная натура или тихая жизнь. Как пишет один из авторов XVII века, натюрморты создаются «для удовольствия и для игры» (Самюэл ван Хогстратен). Иными словами, для разгадывания заключенного в них поучительного смысла. Это искусство одновременно и развлекательное и назидательное, светское и религиозное.
На выставке представлены работы художников основных западноевропейских школ, внесших вклад в становление и развитие натюрморта как самостоятельного жанра. В XVII столетии он переживает эпоху расцвета, обретает неповторимые национальные особенности.
В XVIII столетии вещи, входя в повседневный быт, утрачивают свое смысловое значение, из вещи больше себя самой вещь становится просто вещью, чаще — предметом украшения интерьера.
В XIX веке жанр натюрморта демонстрирует разнообразие творческих решений. Художники одного из направлений, существовавшего на протяжении всего столетия и представленного на выставке, стремились сохранить преемственность и возродить традиции «золотого» XVII века. Мастера европейских школ во второй половине столетия французские живописцы, сохраняя лаконичность и простоту композиции, проявляли особый интерес к передаче цвета, света и разнообразию фактур изображаемых предметов, закладывая основы нового художественного языка и взгляда на мир предметов, который определит судьбу этого жанра в искусстве следующего столетия.
Выставка предлагает зрителю увидеть и понять, как бытовое, так и более глубокое образно-смысловое содержание живописных произведений, открыть красоту и тайный смысл окружающего нас мира вещей.
В натюрморте вещь обретает иное измерение, становится главным элементом композиции, а окружающее пространство превращается в условное обозначение места. Внимание сосредотачивается на предметах, подробно изученных и любовно изображенных, поэтому всякий натюрморт содержит в себе некоторое сообщение, наделяется особым сакральным смыслом.
В XVII столетии в Европе жанр переживает расцвет. Тогда были созданы его основные разновидности, иконографические и тематические варианты. На выставке демонстрируются цветочные букеты, Аллегории пяти чувств, плоды и фрукты, «завтраки», «рыбные», охотничьи натюрморты и «Суета сует» или Аллегория бренности. Современники понимали язык вещей и могли буквально прочитать послание, заключенное в изображении. В мире разнообразных предметов находили материальное воплощение духовные понятия и идеи.
Почти во всех натюрмортах XVII века проходит тема живого и мертвого, иногда отчетливо, иногда едва просвечивая сквозь видимую красоту и изобилие. Не случайно тема смерти запечатлена в самом названии этого жанра — nature morte — мертвая натура. Этот термин появился во Франции в XVIII веке. Но есть в натюрмортах не менее важная тема — тема жизни, тихой жизни вещей, когда предметы воссоздают определенную бытовую ситуацию. Изображается накрытый стол с завершенным роскошным завтраком или приготовленная скромная трапеза. Такие картины отражают присутствие человека, становятся носителями человеческих качеств и отношений. Им большее соответствует определение жанра, появившееся в Нидерландах и принятое в немецком и английском языках — Stilleben, still-life — неподвижная натура или тихая жизнь. Как пишет один из авторов XVII века, натюрморты создаются «для удовольствия и для игры» (Самюэл ван Хогстратен). Иными словами, для разгадывания заключенного в них поучительного смысла. Это искусство одновременно и развлекательное и назидательное, светское и религиозное.
На выставке представлены работы художников основных западноевропейских школ, внесших вклад в становление и развитие натюрморта как самостоятельного жанра. В XVII столетии он переживает эпоху расцвета, обретает неповторимые национальные особенности.
В XVIII столетии вещи, входя в повседневный быт, утрачивают свое смысловое значение, из вещи больше себя самой вещь становится просто вещью, чаще — предметом украшения интерьера.
В XIX веке жанр натюрморта демонстрирует разнообразие творческих решений. Художники одного из направлений, существовавшего на протяжении всего столетия и представленного на выставке, стремились сохранить преемственность и возродить традиции «золотого» XVII века. Мастера европейских школ во второй половине столетия французские живописцы, сохраняя лаконичность и простоту композиции, проявляли особый интерес к передаче цвета, света и разнообразию фактур изображаемых предметов, закладывая основы нового художественного языка и взгляда на мир предметов, который определит судьбу этого жанра в искусстве следующего столетия.
Выставка предлагает зрителю увидеть и понять, как бытовое, так и более глубокое образно-смысловое содержание живописных произведений, открыть красоту и тайный смысл окружающего нас мира вещей.