Оба большеформатных полотна К. Вербрюггена, поступивших из Муромского историко-художественного музея, происходят из усадьбы Уваровых Красная гора в селе Карачарово. В инвентарных книгах музея имя художника приводится с датами жизни: 1635–1681, что позволяет утверждать, что картины приписывались Гаспару Петеру Вербрюггену старшему. Однако подобного рода композиции, включающие в себя изображение женских фигур, не вполне характерны для творчества этого мастера и скорее возникают в произведениях его сына, Гаспара Петера младшего, работавшего в таких случаях в коллаборации с другими художниками.
1 / 6
Натюрморт с цветами и женской полуфигурой
Время создания
XVII век
Размер
203x150,5 см
Техника
холст; масло
Выставка
0
Открыть в приложении#2
#3
Букет цветов в корзине. Вербрюгген К.
#4
При этом композиционное решение букетов и манера их написания не позволяет с готовностью утверждать, что эти картины принадлежат кисти младшего Вербрюггена. Вопрос об уточнении атрибуции произведений остается открытым и требует дальнейшего изучения. Так или иначе, вероятно, что над созданием этих произведений работало, во всяком случае, два художника, что было весьма распространенной практикой: один с заметным изяществом исполнил пышные букеты цветов, другой работал над написанием фигур.
#5
Реставрация
#6
Проведенные лабораторные исследования показали, что в качестве основы как для живописи, так и для дублета были использованы малораспространенные конопляные холсты.
#7
В процессе реставрации
#8
Подвижность основы и повышенная склонность к деформированию, проистекающая из ее структурных особенностей, создавали трудности на всех этапах технической реставрации. После проведения предварительных работ по укреплению грунта и красочного слоя с укладкой кракелюра, устранению деформации и укреплению авторской основы с восполнением утрат, обе картины были повторно переведены и натянуты на новые подрамники. Таким образом, с большим трудом удалось достичь стабилизации основы.
#9
#10
Другую сложность представляли работы с лаковой пленкой, представлявшей собой неравномерный, сильно потемневший и помутневший слой, мешавший восприятию авторских композиций. Потребовалось провести регенерацию лака, а затем длительные, сложные работы по его утоньшению и выравниванию.
#11
В процессе реставрации
#12
Разновременные записи и старые реставрационные мастиковки, перекрывающие авторскую живопись, присутствовали на обоих произведениях. Однако на одном из них (кат. М6857) масштаб этих вмешательств оказался значительно большим: проведенное рентгенографирование позволило обнаружить, что в процессе бытования картины лицо изображенной на ней женщины было существенно переписано.
#13
#14
При этом был изменен не только сам тип лица, но и поворот головы и отдельные детали композиции (в частности, при удалении записей открылись ухо и сережка). Исследования позволили установить, что степень сохранности нижележащей авторской живописи позволяет провести сложное раскрытие, в результате которого удалось восстановить первоначальный облик картины. Наконец, в места утрат авторского грунта был подведен реставрационный грунт, произведения были покрыты лаком, места утрат авторской живописи затонированы.
#15
В процессе реставрации
#16
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
читать дальшескрыть
Натюрморт с цветами и женской полуфигурой
Время создания
XVII век
Размер
203x150,5 см
Техника
холст; масло
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться