Картонная коробка со стержнями для механического карандаша принадлежала семье племянника Антона Чехова. Сергей Михайлович Чехов и его сын Сергей были художниками, графиками и иллюстраторами. Они создали сотни работ, связанных с жизнью и творчеством своего знаменитого дяди.
Карандаши делятся на простые и цветные, твердые и мягкие, одноразовые и многоразовые. Цветные карандаши на основе природного красителя и воска появились еще в античности, а прообраз современного простого карандаша — в XIII веке.
Средневековые художники рисовали проволокой из серебра, которая была припаяна к рукоятке. Такой карандаш называли серебряной иглой. Следы от него не стирались, поэтому инструмент требовал высокого мастерства — этой техникой, в частности, пользовался немецкий гравер Альбрехт Дюрер. Со временем следы серебряного карандаша становились коричневыми.
Известен также итальянский карандаш, или черный мел. Его делали из черного сланца, а позднее из склеенного порошка жженой кости. Графитный карандаш появился в XV веке. В это время в Англии после сильного урагана были найдены залежи нового материала — графита. Он был мягким и сильно пачкал руки, поэтому его оборачивали в бумагу или перевязывали между двух палочек.
Ряд экспериментов немецких ученых привел к появлению современного карандаша в XVIII веке. Цена графита сильно возросла, его стали использовать как стратегический военный материал, и тогда австрийский керамист Йозеф Хартмут в 1790 году разработал и запатентовал обожженный в печи стержень из графитной пыли и глины.
Хартмут первым смог контролировать различную степень жесткости грифелей, и его фабрика стала флагманом производства карандашей. Он назвал ее Koh-I-Noor в честь алмаза «Кохинур», дословно «Горы света» — одного из самых известных драгоценных камней в мировой истории.
Сто лет спустя американец Алонсо Кросс изобрел механический карандаш, который не требовал заточки. Механический карандаш еще называют цанговым, цанги — это металлические зажимы, которые удерживают стержень и регулируются с помощью кнопки на противоположном конце.