В Ненецком зале музея художественного освоения Арктики имени Александра Алексеевича Борисова можно увидеть работы северных живописцев. В том числе здесь находятся картины первого ненецкого художника Тыко (Ильи Константиновича) Вылки (1886–1960), написанные им в 1950-е годы (два полотна датируются 1910-ми).
Тыко Вылка родился в простой ненецкой семье, а стал «президентом Новой Земли»: более 30 лет он был председателем островного Совета. И даже с головой окунувшись в политическую и общественную деятельность, он не забросил в темный угол краски и цветные карандаши и продолжал отображать на бумаге стремительно меняющуюся жизнь своего родного острова.
Северная природа сурова, долгая зима с ее свирепыми восточными ветрами бесконечна, человек сильно зависит от удачи в охоте и оторван от мира. У ненцев не было живописи как способа передать свои ощущения. Однако через торговлю и другие эпизодические связи с большим миром в их быт мало-помалу проникали отдельные предметы, созданные европейской цивилизацией: оружие, инструменты, утварь и даже такие таинственные для бесписьменного народа вещи, как книги и журналы.
На их страницах ненецкий мальчик Тыко мог впервые увидеть иллюстрации, пробудившие интерес к зрительному образу. Александр Алексеевич Борисов, прибывший на Новую Землю в 1896 году, был первым художником, которого встретил Тыко Вылка. Борисов, а позднее и другие путешественники, поощряли молодого ненца в его занятиях рисованием, снабжали бумагой, красками и карандашами.
Сюжет картины «На промысле за тюленем» прост — это сцена из жизни ненецкого народа. Тюлень нужен ненцу. Во-первых, из его шкуры делается прочная и непромокаемая обувь, гораздо более прочная, чем из оленьих шкур, хотя и менее теплая. А во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, из шкур тюленя нарезают ремни, необходимые для упряжки. Обычные веревки для этой цели менее пригодны, они быстро перепревают от сырости. Ремни из тюленьей шкуры отличаются большой прочностью и эластичностью, кроме того, шкура тюленя пропитана жиром и мало подвержена порче от сырости. Иногда свежий тюлений жир вытапливается и идет в пищу.
Искусствоведы относят работы Вылки к примитивизму или наивному искусству, а они просты, выразительны и искренни. Художественной школой Тыко была сама природа, наблюдательность и усердие помогли ему разгадать все ее тайны и увидеть в полной мере ее красоту.
Тыко Вылка родился в простой ненецкой семье, а стал «президентом Новой Земли»: более 30 лет он был председателем островного Совета. И даже с головой окунувшись в политическую и общественную деятельность, он не забросил в темный угол краски и цветные карандаши и продолжал отображать на бумаге стремительно меняющуюся жизнь своего родного острова.
Северная природа сурова, долгая зима с ее свирепыми восточными ветрами бесконечна, человек сильно зависит от удачи в охоте и оторван от мира. У ненцев не было живописи как способа передать свои ощущения. Однако через торговлю и другие эпизодические связи с большим миром в их быт мало-помалу проникали отдельные предметы, созданные европейской цивилизацией: оружие, инструменты, утварь и даже такие таинственные для бесписьменного народа вещи, как книги и журналы.
На их страницах ненецкий мальчик Тыко мог впервые увидеть иллюстрации, пробудившие интерес к зрительному образу. Александр Алексеевич Борисов, прибывший на Новую Землю в 1896 году, был первым художником, которого встретил Тыко Вылка. Борисов, а позднее и другие путешественники, поощряли молодого ненца в его занятиях рисованием, снабжали бумагой, красками и карандашами.
Сюжет картины «На промысле за тюленем» прост — это сцена из жизни ненецкого народа. Тюлень нужен ненцу. Во-первых, из его шкуры делается прочная и непромокаемая обувь, гораздо более прочная, чем из оленьих шкур, хотя и менее теплая. А во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, из шкур тюленя нарезают ремни, необходимые для упряжки. Обычные веревки для этой цели менее пригодны, они быстро перепревают от сырости. Ремни из тюленьей шкуры отличаются большой прочностью и эластичностью, кроме того, шкура тюленя пропитана жиром и мало подвержена порче от сырости. Иногда свежий тюлений жир вытапливается и идет в пищу.
Искусствоведы относят работы Вылки к примитивизму или наивному искусству, а они просты, выразительны и искренни. Художественной школой Тыко была сама природа, наблюдательность и усердие помогли ему разгадать все ее тайны и увидеть в полной мере ее красоту.