В жизни Тыко Вылки решающим стало его знакомство с полярным путешественником Владимиром Александровичем Русановым (1875–1913) и участие в его экспедициях в качестве проводника. Русанов не только заметил и высоко оценил способности Вылки, но и помог широкой публике познакомиться с его изобразительным творчеством.
В 1910 году в Архангельске была организована выставка «Русский Север», привлекшая внимание общественности. В нее вошло несколько новоземельских пейзажей Вылки. Лучшие из них, отправленные губернатором Иваном Васильевичем Сосновским в подарок императору Николаю II, принадлежат сейчас Государственному Русскому музею.
Считая, что Вылке необходимо учиться, Владимир Русанов привез его в Москву, где с ним занимались известные художники Абрам Ефимович Архипов и Василий Васильевич Переплётчиков, обучая его основам профессионального искусства. Однако их уроки, по-видимому, мало повлияли на самобытное творчество Вылки, да и не могли повлиять. Переплётчиков и Архипов учили его тональной живописи, показывали, как надо смешивать краски, как передавать объем с помощью светотени. Но в тех случаях, когда молодой ненец пробовал применить эти приемы в своих работах, он терпел неудачу.
Ученые наставники Вылки искренне пытались «улучшить» его картины, считая их яркую оригинальность результатом неумения «правильно» работать. Избавь они своего способного, но упрямого ученика от его «недостатков», ничего бы не осталось и от достоинств, от его исключительной цельности, какая и не снилась профессиональным мастерам.
Своего друга Владимира Русанова Тыко Вылка писал, поглядывая на фотографии: портрет давался труднее, чем пейзаж, в котором он был так силен, что мог по памяти воспроизводить все его тончайшие цветовые нюансы. Память о дружбе с полярным исследователем не тускнела с годами.
В старости Вылка любил рассказывать: «Русанов был гостеприимный, веселый человек. Мы так жили: одно сердце у нас, две головы. С Русановым жил очень хорошо. Я учил его охотиться. Случалось, погибали с ним на севере Новой Земли. Айсберги встречались. Мы были героями Арктики. После нас пути были открыты. А первыми мы показали пример. Не боялись опасности. Любили свое дело».
В 1910 году в Архангельске была организована выставка «Русский Север», привлекшая внимание общественности. В нее вошло несколько новоземельских пейзажей Вылки. Лучшие из них, отправленные губернатором Иваном Васильевичем Сосновским в подарок императору Николаю II, принадлежат сейчас Государственному Русскому музею.
Считая, что Вылке необходимо учиться, Владимир Русанов привез его в Москву, где с ним занимались известные художники Абрам Ефимович Архипов и Василий Васильевич Переплётчиков, обучая его основам профессионального искусства. Однако их уроки, по-видимому, мало повлияли на самобытное творчество Вылки, да и не могли повлиять. Переплётчиков и Архипов учили его тональной живописи, показывали, как надо смешивать краски, как передавать объем с помощью светотени. Но в тех случаях, когда молодой ненец пробовал применить эти приемы в своих работах, он терпел неудачу.
Ученые наставники Вылки искренне пытались «улучшить» его картины, считая их яркую оригинальность результатом неумения «правильно» работать. Избавь они своего способного, но упрямого ученика от его «недостатков», ничего бы не осталось и от достоинств, от его исключительной цельности, какая и не снилась профессиональным мастерам.
Своего друга Владимира Русанова Тыко Вылка писал, поглядывая на фотографии: портрет давался труднее, чем пейзаж, в котором он был так силен, что мог по памяти воспроизводить все его тончайшие цветовые нюансы. Память о дружбе с полярным исследователем не тускнела с годами.
В старости Вылка любил рассказывать: «Русанов был гостеприимный, веселый человек. Мы так жили: одно сердце у нас, две головы. С Русановым жил очень хорошо. Я учил его охотиться. Случалось, погибали с ним на севере Новой Земли. Айсберги встречались. Мы были героями Арктики. После нас пути были открыты. А первыми мы показали пример. Не боялись опасности. Любили свое дело».