Русский живописец Николай Неврев написал историческое полотно «Петр I перед матерью царицей Натальей» в 1903 году, перед своей трагической гибелью. В этот год в России отмечали 290-летний юбилей правления императорского дома Романовых. Одной из самых популярных тем в искусстве стал Петр I и его реформаторская деятельность.
Николай Неврев вошел в историю русского искусства как мастер бытовой и исторической картины. Интерес к человеческой личности, внутренним переживаниям, характерный для русской культуры XIX века, привел Неврева в Товарищество передвижных художественных выставок, членом и активным участником которого он стал в 1881 году. Интерес к историческому жанру пробудил у Неврева конкурс, объявленный Обществом любителей художеств, на картину из русской истории в связи с открытием Русского исторического музея в 1872 году. Неврев написал ряд исторических полотен, которые сделали его знаменитым.
Как и большинство передвижников, Неврев трактовал национально-исторические сюжеты в бытовом и психологическом плане, использовал приемы жанровой живописи. Картина из собрания Ставропольского музея изобразительных искусств, посвященная Петру I, полна внутренней энергии.
Неврев создал глубокую драматическую коллизию, построенную на психологическом взаимодействии персонажей. Петр демонстрирует матери — царице Наталье Кирилловне, патриарху Адриану и своему учителю Никите Зотову иностранный костюм. Камзол, треугольная шляпа, полосатые чулки и туфли с пряжками вызывают у них неоднозначную реакцию. Царица смотрит на сына с порицанием, патриарх в недоумении разводит руками, Зотов задумчиво трет подбородок.
Вся сцена тщательно продумана автором. Деталями Неврев напомнил о настороженном отношении допетровской Руси к западным веяниям. Важна каждая подробность — выражения лиц, взгляды, позы и жесты, костюмы, интерьер. На стене висит портрет Алексея Михайловича с атрибутами царской власти как символ вековых устоев.
Всему противостоит высокая, прямая фигура юного Петра, дерзко бросающего вызов патриархальной старине. Он часто бывает в Немецкой слободе, но еще не ездил за границу — по сюжету картины еще далеко до царских указов и проекта новой столицы. Но, демонстрируя европейский костюм, Петр заявляет о своей будущей реформаторской деятельности. Этим противостоянием в композиции полотна Неврев сохранил ощущение грядущих глобальных перемен.
Николай Неврев вошел в историю русского искусства как мастер бытовой и исторической картины. Интерес к человеческой личности, внутренним переживаниям, характерный для русской культуры XIX века, привел Неврева в Товарищество передвижных художественных выставок, членом и активным участником которого он стал в 1881 году. Интерес к историческому жанру пробудил у Неврева конкурс, объявленный Обществом любителей художеств, на картину из русской истории в связи с открытием Русского исторического музея в 1872 году. Неврев написал ряд исторических полотен, которые сделали его знаменитым.
Как и большинство передвижников, Неврев трактовал национально-исторические сюжеты в бытовом и психологическом плане, использовал приемы жанровой живописи. Картина из собрания Ставропольского музея изобразительных искусств, посвященная Петру I, полна внутренней энергии.
Неврев создал глубокую драматическую коллизию, построенную на психологическом взаимодействии персонажей. Петр демонстрирует матери — царице Наталье Кирилловне, патриарху Адриану и своему учителю Никите Зотову иностранный костюм. Камзол, треугольная шляпа, полосатые чулки и туфли с пряжками вызывают у них неоднозначную реакцию. Царица смотрит на сына с порицанием, патриарх в недоумении разводит руками, Зотов задумчиво трет подбородок.
Вся сцена тщательно продумана автором. Деталями Неврев напомнил о настороженном отношении допетровской Руси к западным веяниям. Важна каждая подробность — выражения лиц, взгляды, позы и жесты, костюмы, интерьер. На стене висит портрет Алексея Михайловича с атрибутами царской власти как символ вековых устоев.
Всему противостоит высокая, прямая фигура юного Петра, дерзко бросающего вызов патриархальной старине. Он часто бывает в Немецкой слободе, но еще не ездил за границу — по сюжету картины еще далеко до царских указов и проекта новой столицы. Но, демонстрируя европейский костюм, Петр заявляет о своей будущей реформаторской деятельности. Этим противостоянием в композиции полотна Неврев сохранил ощущение грядущих глобальных перемен.