На картине «Восхождение на Мят-лоам» Лида Оздоева изобразила одну из священных для ингушского народа гор. Русское название — Столовая гора — возвышенность получила из-за огромной плоской вершины, напоминающей стол.
Испокон веков на склонах Мят-лоам ингуши строили разнообразные святилища. Три самых крупных и прославленных из них назывались Мят-Сели, Мятар-Дяла и Сусон-Дяла. В этих святилищах молились о хорошей погоде или проводили народные праздники. Как правило, в храмах на скале люди совершали жертвоприношения Солнцу — на заклание отдавали определенные виды животных. Верующие совершали подобные обряды вплоть до 20-х годов XX века. Самое известное из святилищ — Мят-Сели, а два других почти разрушены, со временем от них остались лишь руины. На картине виднеется часть этого святилища — древнее строение с пирамидальной крышей.
В фольклоре ингушей о Мят-лоам сложилось множество легенд. По одному из преданий, гора возникла благодаря верховному богу Дяла — главному божеству в старинном ингушском пантеоне. Дяла сотворил Землю и решил полюбоваться ею с небес. Все нравилось ему: и горы, и долы, и леса. И тогда он решил: «Поставлю-ка я на Земле метку, по которой будет видно, что Земля есть мое творение». Он прижал ладонь к суше и затем поднял руку вверх. На месте прикосновения должна была возникнуть вмятина, но случилось другое: земля, которой бог коснулся дважды, потянулась за рукой. Она вздыбилась высоко в небо и остановилась — так образовалась гора Мят-лоам.
С горой связано множество других ингушских легенд и поверий. По одной из них, давным-давно тут обитали великаны. В те времена у верховного Бога Дяла был драгоценный Сокол счастья — «Иразакер», созданный из серебра. Мать одного из великанов захотела Сокола себе и повелела сыну принести ей птицу.
Послушный великан собрался ограбить Дяла, но всеведущий бог понял его намерение и тут же убил его молнией. В ту секунду великан находился на горе Мят-лоам. Дяла опасался, что от гниения тела по всей земле пойдет смрад — и превратил свою жертву в камень. Считается, что среди очертаний горы и по сей день виден этот растянувшийся каменный исполин.
Испокон веков на склонах Мят-лоам ингуши строили разнообразные святилища. Три самых крупных и прославленных из них назывались Мят-Сели, Мятар-Дяла и Сусон-Дяла. В этих святилищах молились о хорошей погоде или проводили народные праздники. Как правило, в храмах на скале люди совершали жертвоприношения Солнцу — на заклание отдавали определенные виды животных. Верующие совершали подобные обряды вплоть до 20-х годов XX века. Самое известное из святилищ — Мят-Сели, а два других почти разрушены, со временем от них остались лишь руины. На картине виднеется часть этого святилища — древнее строение с пирамидальной крышей.
В фольклоре ингушей о Мят-лоам сложилось множество легенд. По одному из преданий, гора возникла благодаря верховному богу Дяла — главному божеству в старинном ингушском пантеоне. Дяла сотворил Землю и решил полюбоваться ею с небес. Все нравилось ему: и горы, и долы, и леса. И тогда он решил: «Поставлю-ка я на Земле метку, по которой будет видно, что Земля есть мое творение». Он прижал ладонь к суше и затем поднял руку вверх. На месте прикосновения должна была возникнуть вмятина, но случилось другое: земля, которой бог коснулся дважды, потянулась за рукой. Она вздыбилась высоко в небо и остановилась — так образовалась гора Мят-лоам.
С горой связано множество других ингушских легенд и поверий. По одной из них, давным-давно тут обитали великаны. В те времена у верховного Бога Дяла был драгоценный Сокол счастья — «Иразакер», созданный из серебра. Мать одного из великанов захотела Сокола себе и повелела сыну принести ей птицу.
Послушный великан собрался ограбить Дяла, но всеведущий бог понял его намерение и тут же убил его молнией. В ту секунду великан находился на горе Мят-лоам. Дяла опасался, что от гниения тела по всей земле пойдет смрад — и превратил свою жертву в камень. Считается, что среди очертаний горы и по сей день виден этот растянувшийся каменный исполин.