Московская художница Татьяна Назаренко начала участвовать на выставках в конце 1960-х годов, а сейчас ее имя уверенно называют в числе тех, чье творчество стало заметным вкладом в отечественное искусство 1970-х годов. Пытаясь определить главные профессиональные задачи живописцев своего поколения, Т.Г. Назаренко в одном из своих выступлений писала о желании «раскрыть духовный мир современника, понять и его, и себя, выразить правду чувств».
Современники — люди одного времени, одного круга, друзья, знакомые, коллеги. Именно они стали героями нескольких работ, которые составили своеобразный цикл, объединенный общностью проблем и вопросов, поставленных художницей. Стремление за случайным, будничным увидеть значимое в характере современника, пристальный интерес к духовному миру, нравственной позиции личности, жажду подлинности, неподдельности чувств и поступков связывают между собой картины — «Молодые художники», «После экзамена», «Гости в общежитии», «Мои современники».
Современники — это люди, живущие рядом. Кажутся удивительно знакомыми их лица, манера одеваться, жестикулировать. Черты конкретных моделей автор обобщает, стремясь рассказать об определенном типе человека наших дней. Герои обыкновенны, прозаичны, но, тем не менее, в портрете — три личности, три темперамента. Построение работы, расположение фигур, казалось бы, предполагает общение, диалог, но перед нами, скорее, три монолога, произносимых одновременно: каждый о своем, для него важном. Отрешен, погружен в собственные мысли, почти безразличен к происходящему старший из героев. Сосредоточенно доказывает что-то самому себе молодой человек в свитере. Третий герой, точнее, героиня — сама художница. Она стоит чуть в стороне, на втором плане, не вмешиваясь.
Она не приукрашивает ни себя, ни своих героев, ее по-настоящему тревожит отсутствие понимания, контакта между близкими по духу, по мироощущению людьми. Не сразу замечаем, что совершенно пуст оконный проем, он напоминает пустые архитектурные проемы в ренессансных портретах. Чаще всего за ними открывается вид на «вселенский», космический пейзаж, который должен был напоминать о том, что герои находятся перед вечностью. В «Моих современниках» за окном обычный, тоже, кажется, знакомый дворик, кирпичные невысокие дома, по-осеннему прозрачные деревья, голубовато-серое небо с бегущими облаками. Облака неожиданно стирают границу между интерьером и пейзажем, естественно проникают в пределы комнаты. Будничность, «знакомость» пейзажа напоминает об этом времени и одновременно вносит в строго аналитический строй картины лирическую ноту.
Современники — люди одного времени, одного круга, друзья, знакомые, коллеги. Именно они стали героями нескольких работ, которые составили своеобразный цикл, объединенный общностью проблем и вопросов, поставленных художницей. Стремление за случайным, будничным увидеть значимое в характере современника, пристальный интерес к духовному миру, нравственной позиции личности, жажду подлинности, неподдельности чувств и поступков связывают между собой картины — «Молодые художники», «После экзамена», «Гости в общежитии», «Мои современники».
Композиция картины «Мои современники» подчеркнуто строга, построена так, что все внимание сосредотачивается на трех главных персонажах. Интерьер, предельно лаконичный, едва намечен.
Несмотря на присутствие бытовых предметов, он не производит впечатления уютной, обжитой комнаты. Вещи не участвуют в происходящем. Они безжалостно сдвинуты в сторону, оттеснены присутствием людей и вместе с тем активно работают на «второй» — эмоциональный — план картины, создавая представление не столько об интересах и профессии хозяев, сколько о ритме их жизни, неустроенности быта. Главное действие разворачивается в пустом пространстве, на переднем плане, как в сценической выгородке.
Современники — это люди, живущие рядом. Кажутся удивительно знакомыми их лица, манера одеваться, жестикулировать. Черты конкретных моделей автор обобщает, стремясь рассказать об определенном типе человека наших дней. Герои обыкновенны, прозаичны, но, тем не менее, в портрете — три личности, три темперамента. Построение работы, расположение фигур, казалось бы, предполагает общение, диалог, но перед нами, скорее, три монолога, произносимых одновременно: каждый о своем, для него важном. Отрешен, погружен в собственные мысли, почти безразличен к происходящему старший из героев. Сосредоточенно доказывает что-то самому себе молодой человек в свитере. Третий герой, точнее, героиня — сама художница. Она стоит чуть в стороне, на втором плане, не вмешиваясь.
Она не приукрашивает ни себя, ни своих героев, ее по-настоящему тревожит отсутствие понимания, контакта между близкими по духу, по мироощущению людьми. Не сразу замечаем, что совершенно пуст оконный проем, он напоминает пустые архитектурные проемы в ренессансных портретах. Чаще всего за ними открывается вид на «вселенский», космический пейзаж, который должен был напоминать о том, что герои находятся перед вечностью. В «Моих современниках» за окном обычный, тоже, кажется, знакомый дворик, кирпичные невысокие дома, по-осеннему прозрачные деревья, голубовато-серое небо с бегущими облаками. Облака неожиданно стирают границу между интерьером и пейзажем, естественно проникают в пределы комнаты. Будничность, «знакомость» пейзажа напоминает об этом времени и одновременно вносит в строго аналитический строй картины лирическую ноту.