Коллекции музеев, как правило, состоят не только из шедевров, но также из произведений, создающих многокрасочную, объемную панораму художественного развития страны, отражая эстетику определенной эпохи. Время «великого метаморфозиса» — так называли петровскую эпоху современники — это время приобщения русского искусства к европейскому художественному опыту. Возникают и получают развитие его новые виды и жанры. Однако главным на протяжении всего ХVIII столетия был портрет.
К числу ранних произведений в коллекции Национального художественного музея Республики Саха относится «Мальчик с погремушкой», исполненный неизвестным мастером середины ХVIII века. Подобные портреты некогда украшали домашние собрания многочисленных провинциальных усадеб. Скорее всего, это первенец — преемник фамилии, рода. На это указывает девиз, который частично можно перевести как «Мое имя есть верность». Его написание, возможно, было сделано художником, не владеющим иностранным языком.
На знатность рода указывает такой, казалось бы, незначительный факт, как изображение самой модной собаки середины века — мопса. В портрете еще жив архаизм парсуны — раннего жанра портрета, — что видно в неподвижности и условности позы, жеста, силуэтности фигуры, а также в неумении передать возрастные особенности: ребенок предстает перед нами как «маленький взрослый». В то же время мы видим, что художник явно знаком с «ученым», европейским искусством. Правильно наложенные блики оживляют взгляд глаз, передают фактуру металла. Своеобразно моделировано лицо с плавным переходом от света к тени. В торжественно откинутом занавесе, высветленном фоне за изображением головы — попытка создания глубины пространства.
В творчестве провинциального художника происходит слияние старых традиций с принципами языка нового искусства. Таким образом, безымянный портрет демонстрирует нам сложное смешение старых и новых приемов, характерных для переходного периода развития русского портрета, его усадебной культуры, где эта традиция сохраняла жизнеспособность достаточно долго.
К числу ранних произведений в коллекции Национального художественного музея Республики Саха относится «Мальчик с погремушкой», исполненный неизвестным мастером середины ХVIII века. Подобные портреты некогда украшали домашние собрания многочисленных провинциальных усадеб. Скорее всего, это первенец — преемник фамилии, рода. На это указывает девиз, который частично можно перевести как «Мое имя есть верность». Его написание, возможно, было сделано художником, не владеющим иностранным языком.
На знатность рода указывает такой, казалось бы, незначительный факт, как изображение самой модной собаки середины века — мопса. В портрете еще жив архаизм парсуны — раннего жанра портрета, — что видно в неподвижности и условности позы, жеста, силуэтности фигуры, а также в неумении передать возрастные особенности: ребенок предстает перед нами как «маленький взрослый». В то же время мы видим, что художник явно знаком с «ученым», европейским искусством. Правильно наложенные блики оживляют взгляд глаз, передают фактуру металла. Своеобразно моделировано лицо с плавным переходом от света к тени. В торжественно откинутом занавесе, высветленном фоне за изображением головы — попытка создания глубины пространства.
В творчестве провинциального художника происходит слияние старых традиций с принципами языка нового искусства. Таким образом, безымянный портрет демонстрирует нам сложное смешение старых и новых приемов, характерных для переходного периода развития русского портрета, его усадебной культуры, где эта традиция сохраняла жизнеспособность достаточно долго.