В экспозиции музея находится уникальный экспонат — бюст императора Александра I, выполненный на Императорском фарфоровом заводе и удостоенный золотого клейма как эталонный образец. Совершенная пластическая форма при крупном размере говорит о высокой культуре русских мастеров. Бюст выполнен по модели Луи-Мари Гишара.
Луи-Мари Гишар — французский скульптор, академик Санкт-Петербургской академии художеств. Был учеником скульптора Огюстена Пажу и художника Франсуа-Андре Венсана. В 1802 году был приглашен в Россию для создания портрета императора. Первоначальный заказной портрет русского императора сейчас хранится в Третьяковской галерее. Он был выполнен из бронзы в 1804 году. Впоследствии Гишар перевел его в мрамор.
Работая в Петербурге, Гишар создал портреты государственных деятелей, прославленных полководцев, придворной знати: А.М. Белосельского-Белозерского, обер-гофмаршала А.Л. Нарышкина, архитектора А.Н. Воронихина, выдающихся мореплавателей И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, а также портрет генералиссимуса А.В. Суворова.
В 1806 году Луи-Мари Гишар получил заказ на исполнение портретов императора Александра I и его семьи. Эти произведения сейчас хранятся в Русском музее и Эрмитаже.
Луи-Мари Гишар не только был хорошим портретистом, но и отлично умел выразить индивидуальность модели. На портрете Александр одет по моде того времени. В портрете как будто две половины одного целого: суровость и властность в глазах и желание понравиться, мягкость в полуулыбке.
Такие строки Александр Пушкин написал, рассматривая бюст императора Александра I работы другого скульптора:
Луи-Мари Гишар — французский скульптор, академик Санкт-Петербургской академии художеств. Был учеником скульптора Огюстена Пажу и художника Франсуа-Андре Венсана. В 1802 году был приглашен в Россию для создания портрета императора. Первоначальный заказной портрет русского императора сейчас хранится в Третьяковской галерее. Он был выполнен из бронзы в 1804 году. Впоследствии Гишар перевел его в мрамор.
Работая в Петербурге, Гишар создал портреты государственных деятелей, прославленных полководцев, придворной знати: А.М. Белосельского-Белозерского, обер-гофмаршала А.Л. Нарышкина, архитектора А.Н. Воронихина, выдающихся мореплавателей И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, а также портрет генералиссимуса А.В. Суворова.
В 1806 году Луи-Мари Гишар получил заказ на исполнение портретов императора Александра I и его семьи. Эти произведения сейчас хранятся в Русском музее и Эрмитаже.
Луи-Мари Гишар не только был хорошим портретистом, но и отлично умел выразить индивидуальность модели. На портрете Александр одет по моде того времени. В портрете как будто две половины одного целого: суровость и властность в глазах и желание понравиться, мягкость в полуулыбке.
Михаилу Сперанскому приписывают высказывание об Александре I : «Вы знаете подозрительный характер государя. Все, что он делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым».
Такие строки Александр Пушкин написал, рассматривая бюст императора Александра I работы другого скульптора: