Художник Василий Максимов, автор полотна «Всё в прошлом», родился в крестьянской семье. Он хорошо знал жизнь и нравы русской деревни, где прошли его детские годы. На своих полотнах он изображал быт и обычаи крестьян, точно передавал детали жизни народа. Сюжет из деревенской жизни лег в основу картины мастера «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу».
В искусстве России второй половины XIX века особо звучала тема уходящих в прошлое дворянских усадеб. Художников интересовали судьбы их бывших обитателей. Максимов на полотне передает настроение тоски по ушедшему и размышляет о мимолетности жизни.
Идея будущего произведения возникла у художника во время путешествия на Волгу в 1860-х годах. В одном из имений Тверской губернии он учил рисованию детей хозяйки усадьбы. Художника впечатлили богатая обстановка в имении и рассказы о прежней, широкой и роскошной, жизни. Тема картины была навеяна уходящим в прошлое укладом жизни помещиков.
Художественная выразительность в произведении соединяется с социальным звучанием. Максимов изобразил сцену в старинном поместье. На переднем плане у порога флигеля с задумчивым видом сидит барыня. Она уже в преклонном возрасте, но в ней по-прежнему видна благородная стать. Рядом с ней расположилась преданная служанка, простая деревенская старушка. Над головой барыни бурно цветет сирень, как и цветы на траве перед домом. Рядом уютно шумит самовар, у ног барыни спит собака.
На заднем плане расположен большой запущенный барский особняк, окна в нем заколочены. В доме прежде кипела жизнь, теперь его окружают засохшие поваленные деревья. Классическая архитектура старинного дома с портиком ассоциируется с литературным мотивом умирающих дворянских гнезд.
Первоначальный вариант картины был написан в 1889 году, он вошел в собрание Третьяковской галереи. Когда Максимов впервые показал картину на выставке, она имела большой успех у публики. Художник неоднократно повторял картину, полотно пользовалось большой популярностью у покупателей. Всего он создал около 40 авторских повторений. Представленный на выставке вариант написан в 1904 году.
В искусстве России второй половины XIX века особо звучала тема уходящих в прошлое дворянских усадеб. Художников интересовали судьбы их бывших обитателей. Максимов на полотне передает настроение тоски по ушедшему и размышляет о мимолетности жизни.
Идея будущего произведения возникла у художника во время путешествия на Волгу в 1860-х годах. В одном из имений Тверской губернии он учил рисованию детей хозяйки усадьбы. Художника впечатлили богатая обстановка в имении и рассказы о прежней, широкой и роскошной, жизни. Тема картины была навеяна уходящим в прошлое укладом жизни помещиков.
Художественная выразительность в произведении соединяется с социальным звучанием. Максимов изобразил сцену в старинном поместье. На переднем плане у порога флигеля с задумчивым видом сидит барыня. Она уже в преклонном возрасте, но в ней по-прежнему видна благородная стать. Рядом с ней расположилась преданная служанка, простая деревенская старушка. Над головой барыни бурно цветет сирень, как и цветы на траве перед домом. Рядом уютно шумит самовар, у ног барыни спит собака.
На заднем плане расположен большой запущенный барский особняк, окна в нем заколочены. В доме прежде кипела жизнь, теперь его окружают засохшие поваленные деревья. Классическая архитектура старинного дома с портиком ассоциируется с литературным мотивом умирающих дворянских гнезд.
Первоначальный вариант картины был написан в 1889 году, он вошел в собрание Третьяковской галереи. Когда Максимов впервые показал картину на выставке, она имела большой успех у публики. Художник неоднократно повторял картину, полотно пользовалось большой популярностью у покупателей. Всего он создал около 40 авторских повторений. Представленный на выставке вариант написан в 1904 году.