Художник Максимов Василий Максимович происходит из крестьянской семьи. Он начал свой путь в живописи с обучения в иконописных мастерских. В 1863 году поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств и прошел весь академический курс за три года. Во время обучения, в 1864 и 1865 годах, был награжден малыми серебряными медалями за свои успехи в рисовании и живописи с натуры. Получил золотую медаль в 1865 году за картину «Больное дитя». По итогу обучения в Академии Максимов отказался участвовать в конкурсе на большую золотую медаль и учебную поездку за границу. Свой отказ он мотивировал следующим: «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».
После окончания Академии художник уехал жить в деревню в Тверской губернии. Быт и традиции русских крестьян были не просто объектами изображения для художника — они являлись его повседневной жизнью. Именно за эту достоверность и близость к простому народу работы художника так высоко ценили Илья Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Последний, рассматривая одну из картин Максимова, произнес: «Сам народ написал свою картину». Можно сказать, что так оно и было, ведь первыми зрителями и критиками Максимова были сами крестьяне. К их комментариям и советам художник всегда внимательно прислушивался.
Оценил талант живописца и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, купивший его картину «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875). В Зарайском кремле хранится авторское повторение этой работы.
В основе сюжета — детское воспоминание из жизни художника, когда на свадьбу его старшего брата Алексея внезапно пришел незваный гость. Стали шептаться, что это, должно быть, колдун. В деревнях всегда очень серьезно относились к различным суевериям. Появление колдуна на свадьбе могло быть как хорошим, так и плохим знаком — все зависело от того, как колдун себя поведет, что он скажет молодым. Именно поэтому на картине мы видим такую реакцию гостей: все удивленно смотрят на вошедшего и ждут, что же будет дальше. Старшие стараются задобрить колдуна хлебом-солью, чтобы он сказал жениху и невесте добрые слова. Используя различные художественные приемы: композицию, необычное освещение, позы и мимику персонажей — художник прекрасно передает атмосферу напряженного ожидания, повисшего в воздухе.
В случае со свадьбой брата живописца, все разрешилось благополучно: старику подали чашу с питьем и монету, после чего он удалился.
После окончания Академии художник уехал жить в деревню в Тверской губернии. Быт и традиции русских крестьян были не просто объектами изображения для художника — они являлись его повседневной жизнью. Именно за эту достоверность и близость к простому народу работы художника так высоко ценили Илья Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Последний, рассматривая одну из картин Максимова, произнес: «Сам народ написал свою картину». Можно сказать, что так оно и было, ведь первыми зрителями и критиками Максимова были сами крестьяне. К их комментариям и советам художник всегда внимательно прислушивался.
Оценил талант живописца и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, купивший его картину «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875). В Зарайском кремле хранится авторское повторение этой работы.
В основе сюжета — детское воспоминание из жизни художника, когда на свадьбу его старшего брата Алексея внезапно пришел незваный гость. Стали шептаться, что это, должно быть, колдун. В деревнях всегда очень серьезно относились к различным суевериям. Появление колдуна на свадьбе могло быть как хорошим, так и плохим знаком — все зависело от того, как колдун себя поведет, что он скажет молодым. Именно поэтому на картине мы видим такую реакцию гостей: все удивленно смотрят на вошедшего и ждут, что же будет дальше. Старшие стараются задобрить колдуна хлебом-солью, чтобы он сказал жениху и невесте добрые слова. Используя различные художественные приемы: композицию, необычное освещение, позы и мимику персонажей — художник прекрасно передает атмосферу напряженного ожидания, повисшего в воздухе.
В случае со свадьбой брата живописца, все разрешилось благополучно: старику подали чашу с питьем и монету, после чего он удалился.