Среди академических жанров историческая живопись на протяжении долгих лет считалась важнейшим. Художники-академисты изображали реальные значимые исторические события, а также писали полотна на мифологические и религиозные сюжеты. К историческому жанру относится представленная в экспозиции «Смерть принца Оранского» художника Станислава Хлебовского.
Изображенное на картине событие относится к эпохе Нидерландской революции, когда северные провинции страны боролись за свою независимость от Испании. Принц Вильгельм Оранский был лидером революции и возглавлял провинции севера страны вместе с графом Эгмонтом в борьбе с испанской властью. В 1584 году принц Оранский был убит в городе Делфте в Нидерландах Бальтаза̀ром Жера̀ром, посланным Екатериной Медичи. Во время чтения письма Екатерины и прогремел выстрел из пистолета, унесший жизнь героя революции.
Композиция картины наглядно показывает повествовательное мастерство художника. Фигура главного героя расположена в центре на переднем плане, живописец дополнительно выделяет ее светом. Действие картины разворачивается словно на сцене, выразительны жесты и позы героев. Мастер использует детали, которые раскрывают повествование, — на полу лежат письмо и пистолет. К убитому устремился мэр, на его груди висит ключ. Хлебовский, как истинный академист, изображает сцену убийства максимально деликатно: он не пишет пролившуюся кровь, ее символизирует плащ принца.
Полотно «Смерть принца Оранского» связано с историей формирования музейной коллекции. Оно вошло в число 19 картин, рисунков и скульптур, отправленных в Архангельск из Императорской Академии художеств в 1916 году в ответ на просьбу кружка любителей изящных искусств, мечтавших о создании в Архангельске художественного музея. Картина поступила в музей под названием «Убийство принца Конде», подлинное название полотна помогли установить изображенные детали.
Поляк по происхождению, художник Станислав Хлебовский был выпускником Академии художеств Санкт-Петербурга. Во время учебы за свои исторические полотна неоднократно награждался золотыми и серебряными медалями. В пенсионерской поездке от Академии он посетил Европу — Францию, Бельгию и Испанию, где совершенствовал свое мастерство, стажировался в Мюнхене и Париже.
После поездки по Европе Хлебовский в Россию не вернулся. Он в течение долгих лет жил и работал придворным художником у турецкого султана в Константинополе, где писал батальные картины на исторические темы и портреты султана. После побывал в Египте, посетил Вену, Дрезден, Париж, Краков. Затем вернулся во Францию, где организовал студию, в которой была собрана большая коллекция изделий восточных ремесел, оружия и тканей. Работы Хлебовского хранятся в разных музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее.
Изображенное на картине событие относится к эпохе Нидерландской революции, когда северные провинции страны боролись за свою независимость от Испании. Принц Вильгельм Оранский был лидером революции и возглавлял провинции севера страны вместе с графом Эгмонтом в борьбе с испанской властью. В 1584 году принц Оранский был убит в городе Делфте в Нидерландах Бальтаза̀ром Жера̀ром, посланным Екатериной Медичи. Во время чтения письма Екатерины и прогремел выстрел из пистолета, унесший жизнь героя революции.
Композиция картины наглядно показывает повествовательное мастерство художника. Фигура главного героя расположена в центре на переднем плане, живописец дополнительно выделяет ее светом. Действие картины разворачивается словно на сцене, выразительны жесты и позы героев. Мастер использует детали, которые раскрывают повествование, — на полу лежат письмо и пистолет. К убитому устремился мэр, на его груди висит ключ. Хлебовский, как истинный академист, изображает сцену убийства максимально деликатно: он не пишет пролившуюся кровь, ее символизирует плащ принца.
Полотно «Смерть принца Оранского» связано с историей формирования музейной коллекции. Оно вошло в число 19 картин, рисунков и скульптур, отправленных в Архангельск из Императорской Академии художеств в 1916 году в ответ на просьбу кружка любителей изящных искусств, мечтавших о создании в Архангельске художественного музея. Картина поступила в музей под названием «Убийство принца Конде», подлинное название полотна помогли установить изображенные детали.
Поляк по происхождению, художник Станислав Хлебовский был выпускником Академии художеств Санкт-Петербурга. Во время учебы за свои исторические полотна неоднократно награждался золотыми и серебряными медалями. В пенсионерской поездке от Академии он посетил Европу — Францию, Бельгию и Испанию, где совершенствовал свое мастерство, стажировался в Мюнхене и Париже.
После поездки по Европе Хлебовский в Россию не вернулся. Он в течение долгих лет жил и работал придворным художником у турецкого султана в Константинополе, где писал батальные картины на исторические темы и портреты султана. После побывал в Египте, посетил Вену, Дрезден, Париж, Краков. Затем вернулся во Францию, где организовал студию, в которой была собрана большая коллекция изделий восточных ремесел, оружия и тканей. Работы Хлебовского хранятся в разных музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее.