В экспозиции Тульского музея изобразительных искусств находится уникальное, большое по формату полотно «Тарквиний и Лукреция» известного неаполитанского художника XVII века Луки Джордано. Картина написана на сюжет драматической древнеримской истории о Лукреции, прекрасной, добродетельной и преданной супруге римского патриция Тарквиния Коллатина, которую обесчестил сын римского царя Тарквиния Гордого — Секст Тарквиний. Не вынеся позора, она заколола себя кинжалом на глазах у мужа. По легенде, смерть Лукреции была одной из причин восстания, поднятого Луцием Юнием Брутом. Оно привело к изгнанию Тарквиния Гордого, падению власти тиранов и установлению республики. В «Истории Рима» Тита Ливия эти события трактуются как исторические факты 509 года до нашей эры.
На картине изображен острый момент столкновения двух противоборствующих сил — мужского и женского начала, беззащитности и грубой силы. Лука Джордано с большим мастерством пишет фигуры героев — в сложных ракурсах и порывистых движениях. Мастер передает блеск дорогих тканей, белизну кружев, пышную барочную обстановку. Такие грандиозные полотна Джордано создавал очень быстро — он одинаково виртуозно владел как правой, так и левой рукой. За энергичный темперамент, быстроту исполнения и колоссальную работоспособность современники прозвали его «Лука Фа-Престо», что означает «делает быстро, стремительно». Художник и критик Александр Бенуа говорил об удивительно легкой кисти Джордано, которая с легкостью покрывала росписью сотни квадратных метров и ни в чем не знала устали.
Джордано был блистательным мастером фресок, религиозных и исторических композиций. Для его произведений характерны твердая профессиональная основа рисунка и живописи, зрелищные эффекты светотени, «горячечная», неистовая манера письма, при этом изящество академизма и раздолье декоративного стиля.
Картина поступила в музей в 1919 году из имения Рафаила Писарева в селе Орловка Епифанского уезда Тульской губернии. О владельце известно, что он служил в конном гвардейском полку вместе Владимиром Чертковым, другом Льва Толстого, редактором и издателем впоследствии его произведений, лидером толстовского движения.
На картине изображен острый момент столкновения двух противоборствующих сил — мужского и женского начала, беззащитности и грубой силы. Лука Джордано с большим мастерством пишет фигуры героев — в сложных ракурсах и порывистых движениях. Мастер передает блеск дорогих тканей, белизну кружев, пышную барочную обстановку. Такие грандиозные полотна Джордано создавал очень быстро — он одинаково виртуозно владел как правой, так и левой рукой. За энергичный темперамент, быстроту исполнения и колоссальную работоспособность современники прозвали его «Лука Фа-Престо», что означает «делает быстро, стремительно». Художник и критик Александр Бенуа говорил об удивительно легкой кисти Джордано, которая с легкостью покрывала росписью сотни квадратных метров и ни в чем не знала устали.
Джордано был блистательным мастером фресок, религиозных и исторических композиций. Для его произведений характерны твердая профессиональная основа рисунка и живописи, зрелищные эффекты светотени, «горячечная», неистовая манера письма, при этом изящество академизма и раздолье декоративного стиля.
Картина поступила в музей в 1919 году из имения Рафаила Писарева в селе Орловка Епифанского уезда Тульской губернии. О владельце известно, что он служил в конном гвардейском полку вместе Владимиром Чертковым, другом Льва Толстого, редактором и издателем впоследствии его произведений, лидером толстовского движения.