Картина «Лошадь в розвальнях с кучером» относится к раннему периоду творчества Петра Грузинского, времени его обучения в Академии художеств. Небольшая жанровая картина написана маслом на картоне.
Кучер с раскрасневшимся от холода лицом стоя управляет розвальнями. Сцена не заостряет внимания на пейзаже: всё погружается в фиолетово-розовую дымку морозного дня. Главным объектом является мчащаяся во всю прыть тёмно-гнедая лошадь, поднимающая копытами снежную пыль с дороги.
Художник с особой тщательностью прописывает детали, но, тем не менее, не склоняется к декоративности. Герои картины погружены во вневременное пространство морозной русской зимы.
Пётр Николаевич Грузинский (1837-1892) родился в Курске в семье небогатого помещика. Творческий путь начал с самостоятельных занятий живописью в родительском доме. В 1851 году поступил в класс батальной живописи Академии художеств, где его наставником стал Богдан Павлович Виллевальде: ученик Карла Брюллова и заслуженный профессор батальной живописи. Спустя одиннадцать лет Пётр Николаевич закончил обучение в Академии. За картину «Взятие Гуниба на Кавказе в 1859 году» он удостоился большой золотой медали, получил звание классного художника 1-й степени.
Высокий талант был поощрён государственным финансированием. Лучшие выпускники Императорской академии художеств бывали удостоены пособия (пенсиона) для дальнейшего совершенствования мастерства. В современных реалиях это можно было бы назвать грантом. В пенсионеры попадали лучшие из лучших — в основном, лауреаты Большой золотой медали Академии художеств. В числе таких пенсионеров был и Пётр Грузинский.
В период пенсионерства художник много путешествовал, побывал в Италии, Германии, Австрии, в 1865 году — на Кавказе.
Прекрасный баталист и анималист, Грузинский был автором многочисленных жанровых картин, обращался к пейзажной живописи. Его работы высоко ценились и выставлялись не только в России, но и за границей. Заказчиками художника были царствующая семья и императорский двор.
Среди работ Петра Николаевича Грузинского выделяются небольшие жанровые картины, главными героями которых являются лошади, запряжённые в повозки или сани.