Мария Александровна изображена на пейзажном фоне сидящей вполоборота в непринужденной позе. Сочетание ярких насыщенных цветов в одежде и зелени листвы придает портрету нарядность и выразительность.
Автор — Карл Яковлевич Рейхель — сумел передать мягкую женственность облика своей совсем юной модели. В блеске глаз, легкой улыбке, нежности лица с легким румянцем угадывается внутренняя взволнованность и пока еще детская наивность. Декольтированное атласное светлое платье с тонким кружевом и бантом на груди и голубая муаровая шаль, мягкими складками ниспадающая на руку, тёмные волосы, уложенные в характерную прическу того времени ещё больше подчеркивают фарфоровость кожи и округлость плеч.
Рейхель Карл (Христиан-Филипп) Яковлевич (1788 — 1857) — живописец, гравер. Родился в Варшаве, его отцом был медальер (мастер по изготовлению форм для отливки и чеканки монет и медалей) Яков Рейхель.
В 1801 году Карл Яковлевич определён в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Получил 2-ю золотую медаль за программу «Представить скульптора, упражняющегося в своей работе», и 1-ю золотую медаль за программу «Представить священника, толкующего двум молодым людям заповеди Божие». Выпущен из Академии художеств с аттестатом 1-й степени со шпагой.
В 1810 году Академия художеств назначила Рейхелю пенсион. На эти деньги художник отправился за границу, посетил Париж и Рим. Спустя год он вернулся в Петербург, где вскоре стал известным портретистом.
Им были выполнены портреты поэта Петра Вяземского, музыканта Михаила Виельгорского, художника Фёдора Толстого, а также многочисленные портреты представителей петербургской знати.
В 1819 Рейхель надолго уехал из России. Лишь двадцать лет спустя он появился в Новгороде у своего брата Казимира, инженера путей сообщения. В Новгороде познакомился с Александром Герценом; Рейхелем созданы два его карандашных портрета и живописный портрет жены Герцена.
Был женат на Софье Алексеевне Юшневский, дочери декабриста Алексея Юшневского. Семья Рейхеля жила в Иркутске с 1845 по 1857 год, сам он в этот период выезжал для работы в Кяхту. В Иркутске Рейхель занимался писанием портретов, в частности, в 1846 году им был выполнен портрет императрицы Александры Федоровны (жены Николая I) для Девичьего института Восточной Сибири.
Известно также, что в 1854 году Рейхель исполнил парные портреты декабриста Сергея Трубецкого и его жены. В июне 1857 года Рейхель с дочерью Софьей выехал из Сибири в Киев к тёще, жене и сыну. Оттуда, уже один, художник отправился в местечко Тульчин Брацлавского уезда Подольской губернии, где в конце того же года и скончался.