Художник Пётр Николаевич Грузинский (1837-1892) родился в Курске в семье небогатого помещика. Творческий путь начал с самостоятельных занятий живописью в родительском доме. В 1851 году поступил в класс батальной живописи Академии художеств, где его наставником стал Богдан Павлович Виллевальде, ученик Карла Брюллова и заслуженный профессор батальной живописи. Спустя одиннадцать лет Пётр Николаевич закончил обучение в Академии. За картину «Взятие Гуниба на Кавказе в 1859 году» он удостоился большой золотой медали, получил звание классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую поездку в Париж.
Слово «пенсионер» в данном случае никак не связано с возрастом. С XVIII и по начало XX века в Российской империи так называли выпускников Императорской академии художеств, получивших государственное пособие (пенсион) для дальнейшего совершенствования мастерства. В современных реалиях это можно было бы назвать грантом. В пенсионеры попадали лучшие из лучших — в основном, лауреаты Большой золотой медали Академии художеств. В числе пенсионеров был и Пётр Грузинский.
В период пенсионерства художник много путешествовал, побывал в Италии, Германии, Австрии, в 1865 году — на Кавказе.
Прекрасный баталист и анималист, Грузинский был автором многочисленных жанровых картин, обращался к пейзажной живописи. Его работы высоко ценились и выставлялись не только в России, но и за границей. Заказчиками художника были царствующая семья и императорский двор. Среди работ Петра Николаевича Грузинского выделяются небольшие жанровые картины, главными героями которых являются лошади, запряжённые в повозки или сани. «Тройка в санях» относится к раннему периоду творчества художника. Работа выполнена маслом, время создания — приблизительно середина XIX века.
По дороге мчится тройка, запряжённая в сани, позади — три сменные лошади. В санях сидят двое мужчин в тёмной одежде. Вся сцена погружена в серо-синее с розовыми тонами пространство зимнего вечера. Обобщённая пейзажная среда подчёркивает мотив дороги, движения.
Русская тройка — единственный в мире способ запряжки из трёх разноаллюрных лошадей. Коренник (центральная, наиболее сильная и крупная лошадь) должен идти размашистой рысью, а пристяжные — галопом. Пристяжные как бы поддерживают коренника, позволяя ему долгое время выдерживать нужную скорость. Благодаря такой схеме запряжки все три лошади устают медленнее. Сменные лошади, идущие налегке, увеличивают дальность поездки. Скорость классической русской тройки достигала 50 км/ч.