В собрание Приморской картинной галереи полотно «Благовестие пастухам» поступило за авторством Якопо даль Понте, прозванного Бассано — по имени города, в котором он родился и прожил всю жизнь. Позднее сотрудники Государственного Эрмитажа, сравнив композицию с работами Якопо Бассано, не обнаружили аналогичного сюжета и предположили, что автором может быть один из сыновей художника. У Леандро Бассано (1557–1622) нашлась очень похожая композиция, только зеркальная по отношению к исследуемой. Чтобы точно определить автора, произведение в будущем должно пройти экспертизу.
Леандро Бассано — представитель школы венецианской террафермы. Террафермой — «твердой землей» — называли материковые владения Венецианской республики на Адриатическом побережье северо-восточной Италии. Жизненный уклад в провинции сильно отличался от венецианского, это определило своеобразие местной художественной школы при всей ее близости к школе метрополии. Искусство террафермы отличалось от блестящего искусства шумной Венеции спокойствием, интересом к жизни простого человека.
Леандро — один из четырех сыновей самого значительного из мастеров террафермы Якопо Бассано. Как и его отец, находился под влиянием венецианского художника Тинторетто. Создавал картины преимущественно на религиозные сюжеты, но был известен и как портретист. Леандро, как и большинство художников террафермы, делает героем картин простого человека — своего земляка и современника. Неслучайно в числе его излюбленных сюжетов были сюжеты рождественского цикла: благовестие пастухам и поклонение пастухов.
«Благовестие пастухам» — пасторальная сцена, имеющая глубокое символическое значение: она образует одно из первых звеньев, соединяющих Ветхий и Новый Заветы. Ветхозаветные патриархи были пастухами и получали свои откровения на пастбище, среди стад. Ангелом, возвестившим о рождении Христа, по традиции считается архангел Гавриил. Число пастухов, изображенных в этой сцене, бывает различным. Чаще всего их трое — по аналогии с тремя волхвами. Трое пастухов часто символизируют три возраста человека. В «Благовестии» Леандро ангельское свечение сливается со светом от звезды, озаряя пасторальную сцену и сумеречный пейзаж. В «Благовестии пастухам» можно видеть, как с изменением мировоззрения в живописи складывались новые принципы жизненно достоверного изображения мира и человека.
Леандро Бассано — представитель школы венецианской террафермы. Террафермой — «твердой землей» — называли материковые владения Венецианской республики на Адриатическом побережье северо-восточной Италии. Жизненный уклад в провинции сильно отличался от венецианского, это определило своеобразие местной художественной школы при всей ее близости к школе метрополии. Искусство террафермы отличалось от блестящего искусства шумной Венеции спокойствием, интересом к жизни простого человека.
Леандро — один из четырех сыновей самого значительного из мастеров террафермы Якопо Бассано. Как и его отец, находился под влиянием венецианского художника Тинторетто. Создавал картины преимущественно на религиозные сюжеты, но был известен и как портретист. Леандро, как и большинство художников террафермы, делает героем картин простого человека — своего земляка и современника. Неслучайно в числе его излюбленных сюжетов были сюжеты рождественского цикла: благовестие пастухам и поклонение пастухов.
«Благовестие пастухам» — пасторальная сцена, имеющая глубокое символическое значение: она образует одно из первых звеньев, соединяющих Ветхий и Новый Заветы. Ветхозаветные патриархи были пастухами и получали свои откровения на пастбище, среди стад. Ангелом, возвестившим о рождении Христа, по традиции считается архангел Гавриил. Число пастухов, изображенных в этой сцене, бывает различным. Чаще всего их трое — по аналогии с тремя волхвами. Трое пастухов часто символизируют три возраста человека. В «Благовестии» Леандро ангельское свечение сливается со светом от звезды, озаряя пасторальную сцену и сумеречный пейзаж. В «Благовестии пастухам» можно видеть, как с изменением мировоззрения в живописи складывались новые принципы жизненно достоверного изображения мира и человека.